МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ № 16 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
г. УРАЙ
СЕМИНАР
*************
Тема: «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ В ДОУ»
УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ: Т.Н. СЕМЕНОВА
Слайд 2Актуальность темы
заключена в том, что по статистике Минздравсоцразвития России
количество
детей-инвалидов
за 25 лет выросло в 13 раз и на
сегодняшний день составляет
около 700 тыс. чел. Такие дети
уже с дошкольного возраста
сталкиваются с проблемой
получения образования и
возможности полноправного
участия в жизни общества.
Слайд 3
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю,
включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях
Слайд 4
Инклюзивное образование –
это такой процесс обучения и воспитания,
при котором ВСЕ
дети, в независимости
от их физических, психических,
интеллектуальных и иных особенностей,
включены в общую систему воспитания
и образования по месту жительства вместе
со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же ДОУ, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Слайд 5ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• Принимающая атмосфера, особая культура
образовательного сообщества.
• Нормативно –
правовое, финансовое и
методическое обеспечение.
• Креативная позиция лидера.
• Обученная команда специалистов.
• Специально подготовленная среда.
• Просветительская работа с педагогами и родителями.
• Взаимодействие с партнерскими организациями
(ресурсными центрами, общественными организациями,
родительскими ассоциациями).
Механизм реализации принципов инклюзивного образования строится путем создания непрерывной образовательной вертикали «Детский сад – Центр – Школа».
Слайд 6КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ
• Комплексность/непрерывность
Ребенок, попавший в интегративную среду в
раннем возрасте, не должен быть лишен общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления.
• Шаговая доступность
В каждом районе округа должна быть своя инклюзивная образовательная вертикаль «Детский сад – Центр – Школа».
• Единство целей
Все инклюзивные учреждения должны иметь общую стратегию развития и адекватное, сопрягаемое по уровням, методическое обеспечение.
• Преемственность
Все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и в каждой ступени образования; информация о развитии ребенка должна следовать за ним по всем ступеням
образовательной вертикали.
• Профессиональная компетентность
Должен быть отработан эффективный механизм подготовки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклюзивном воспитании и образовании.
• Нормализация социальной жизни
ребенка с ограниченными
возможностями здоровья и его семьи.
• Толерантное общество в будущем.
ЦЕЛИ
• Отработка модели инклюзивной образовательной вертикали, способной обеспечить социализацию, адекватное обучение и воспитание детей с особенностями развития в среде типично развивающихся детей.
• Максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности каждого ребенка.
ЗАДАЧИ
• Создание системы воспитания толерантного
самосознания у подрастающего поколения.
• Создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
• Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольно -школьного обучения.
• Организация системы эффективного психолого – педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
Слайд 9Инклюзия требует
реструктуризацию
культуры ДОУ, правил
и внутренних норм ее
функционирования,
практики и процедур с
целью принятия воспитанников,
с их индивидуальными особенностями
и потребностями.
Слайд 10
Схема
Способы включения детей инвалидов в образовательный процесс
Принимать воспитанников с инвалидностью
"как любых других детей группы
Включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи
Вовлекать воспитанников в коллективные формы обучения и групповое решение задач
Использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д
Слайд 11 СТУПЕНИ НЕПРЕРЫВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ
ИНСТИТУТ
ДИАГНОСТИКИ
ИНКЛЮЗИВНАЯ ГРУППА
ГРУППА КРАТКОВРЕМЕННОГО
ПРЕБЫВАНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»
ЛЕКОТЕКА
СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ
Слайд 12ТРИ АСПЕКТА ИНКЛЮЗИИ
Развитие инклюзивной практики
Разработка инклюзивной политики
Развитие инклюзивной культуры
Слайд 13
МНЕНИЯ
Ирина Хакамада (общественный и политический деятель)
«Я считаю, что ответственность за
здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе, и государстве.
Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны, и только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее».
Дмитрий Певцов (актёр театра и кино)
«Совместное обучение обычных детей и детей ограниченными возможностями позволяет всем
его участникам пробудить в себе и друг в друге самые лучшие свои качества. Эти дети могут
реально помочь обычному ребенку понять, что есть в жизни гораздо более серьезные проблемы, чем двойка по алгебре или тумак одноклассника.
Интегративная жизнь учит обычного ребенка сопереживать и сострадать. Мы помогаем друг другу».
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СЛОЖНОСТИ, ПРЕПЯТСТВИЯ:
• Непроработанность нормативных документов как на уровне образовательных программ, так и на уровне документов, регламентирующих финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса, в том числе, при переходе из системы в систему, с уровня на уровень.
• Высокие академические требования, предъявляемые нашей образовательной системой, делают крайне затруднительной адаптацию программы средней школы к нуждам ребенка с особенностями в развитии.
У нас школы и родители ориентируют детей исключительно на приобретение высшего образования, хотя реальные исследования показывают, что академичность нашей программы по силам лишь 15–20% учеников, все остальные находятся в стрессе непосильных нагрузок и вырастают с комплексами несоответствия требованиям мира.
• Развитие инклюзии находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с особенностями в обычном образовательном учреждении. Не секрет, что за ребенком в спецшколе закреплено около 100 тыс. руб., а за тем же ребенком в обычной школе идет лишь около 30 тыс. руб., чего не может хватить на содержание штата специалистов, необходимых такой школе.
• Подготовке кадров, способных работать в интегративном ключе, не уделяется должного внимания со стороны высшей школы. До сих пор это носит дискретный характер и не отвечает требованиям практиков. В систему подготовки учителей массовых школ должны уже сейчас вводиться дисциплины, способствующие пониманию различных уровней готовности детей к обучению.
• Слабо задействован потенциал специалистов коррекционных школ. Налаженное взаимодействие между специалистами обычных и коррекционных учреждений способствовало бы лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития.
• Развитию родительского движения может помочь программы сотрудничества, курсы позитивного партнерства, форумы для родителей.
Слайд 15
Если говорить о конкретном воплощении инклюзивного образования, ТО НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО
ПОКА МЫ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ГОТОВЫ К ЭТОМУ. Если для детей с ограниченными двигательными функциями даже не в каждой общеобразовательной школе созданы условия, то в ДОУ тем более. Пока еще с трудом представляется, как в массовой школе организовать инклюзию, например, для ребенка- инвалида по зрению, по слуху, а не то что в дошкольном учреждении. Для того, чтобы осуществлять поставленные задачи, необходимо сделать многое. Пока реализуется первая задача – создание безбарьерной среды: пандусы, расположение звонков вызова на уровне ребенка – колясочника. Проводятся акции, помогающие воспитать толерантность и уважение к ребенку- инвалиду.
Слайд 16
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СЛОЖНОСТЕЙ,
ПРЕПЯТСТВИЙ
Таким образом, на настоящий момент
необходимо:
• Создать систему подготовки педагогического и родительского
сообщества, других детей к принятию детей с ОВЗ,
формирование толерантности (курсы позитивного
партнерства, система тренингов для учителей).
• Способствовать подготовке, повышению квалификации и
переподготовке специалистов
• Продолжать разработку блоков образовательных программ
для задач разноуровневого обучения детей в соответствии
с их возможностями, для подготовительной группы ДОУ, на
этапах начальной и средней школы.
• Разработать систему объективной оценки (аттестации) уровня знаний умений и навыков, продвижения и развития ребенка в соответствии с различными уровнями сложности программного материала.
• Разработать дифференцированные программы для задач профильного (профессионального) обучения и развития трудовых навыков детей старшей школы в соответствии с их интеллектуальными и физическими возможностями.
• Внутри разноуровневых образовательных программ предусмотреть наличие разнообразных типовых индивидуализированных планов обучения и воспитания.
Слайд 17Таким образом, из всего выше
сказанного следует, что в основе
практики инклюзивной
формы обучения и
воспитания лежит идея
принятия индивидуальности
каждого отдельного
воспитанника и, следовательно,
воспитание и обучение должно
быть организовано таким образом,
чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Оно делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.