Слайд 1Интеллектуальное развитие школьников при использовании логических блоков Дьенеша
Учитель-дефектолог
Сухова Маргарита михайловна
Слайд 2
Играть – развивая,
развивать – играя.
Только человек
умеет
играть,
и только тогда
он вполне человек,
когда играет.
Ф. Шиллер.
Слайд 3Содержание
Актуальность.
История вопроса.
Задачи использования блоков.
Формы организации работы с логическими блоками.
Использование логических блоков.
Система
занятий с блоками Дьенеша.
Задача педагогов.
Полезные советы для родителей.
Вывод.
Библиография.
Слайд 4Актуальность
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей школьного возраста - одна из актуальных
проблем современности. Школьники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
В школьной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Слайд 5История вопроса.
Своеобразию развития интеллекта старших дошкольников посвящены многообразные исследования зарубежных и
отечественных психологов и педагогов. Теоретические основы развития мышления были заложены Ж.Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготским, А.И. Лурия; развиты Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым и др. Изучением развития дошкольников занимались Н.Н. Подъяков, А.В. Запорожец, Н.А. Венчинская, А.А. Венгер, И.С. Якиманская и др. Педагогические аспекты проблемы рассматривали Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая, Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.И. Логинова.
Логические блоки разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем.
Слайд 6 Задачи использования блоков
Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции
над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои
рассуждения.
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Слайд 7Игровые обучающие средства
и пособия
Изготовить логические блоки можно из цветной бумаги
и картона или тонкого картона и толстого картона. Также необходимо изготовить кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Целесообразно изображать условные обозначения формы, размера, толщины - черным цветом, а обозначение цвета - цветным расплывчатым пятном. Это нужно для того, чтобы свойства блоков не перемешивались. Следует изготовить и карточки со знаком отрицания.
Для простоты и удобства можно изготовить и использовать логические блоки, окрашенные с двух сторон, так называемые «блоки-перевертыши», особенно они удобны в играх по комбинаторике, в логических цепочках, в настольно-печатных играх.
В работе с блоками рекомендуется использовать игровой обучающий комплекс «Ларчик». Это позволит организовать работу с детьми коллективно, по подгруппам, в самостоятельной игровой деятельности, а также на занятиях.
Слайд 8и т.д.
Используется и еще одно пособие с логическими блоками Дьенеша, заменяющее
кодовые карточки. Его можно изготовить самостоятельно.
и т.д.
Слайд 9
Если педагог работает с детьми коррекционной группы, со слабовидящими детьми, и
здесь можно найти выход и помочь детям в обучении, изготовив подходящие пособия. Геометрические фигуры лучше изготовить в объемном варианте, а кодовые карточки сделать выпуклыми (форма) и из различного материала с разной структурой поверхности (цвет - цветоощущения: теплые тона, холодные тона; размер, толщина), чтобы детям легче было с помощью тактильных ощущений определить свойства объекта.
Слайд 10Форы организации работы с логическими блоками
Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность
и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Слайд 11Использование логических блоков.
В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
Как
настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
В сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места.
Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.
Слайд 12Система занятий с блоками Дьенеша.
Цель: овладение детьми обобщенными и тесно связанными
со словом представлениями о свойствах, вербальными формами для обозначения отсутствия свойств.
Цель: формировать умения оперировать одновременно несколькими свойствами, одновременно абстрагировать и удерживать их в сознании, обобщать объекты в зависимости от наличия или отсутствия одного из них.
Подготовительный этап
Основной этап
Выявление и абстрагирование свойств
(6 занятий)
Логические действия и
операции
(7 занятий)
Сравнение, класси-фикация, обобщение
(6 занятий)
Слайд 13
На подготовительном этапе формируется уровень мыслительных умений детей в ходе выполнения
заданий. Работа ведется вне занятий: в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулках.
На основном этапе сформированные контрольные действия переносятся в интеллектуальную деятельность детей. Формирование указанных умений должно идти по ступеням, каждая новая ступень, по сравнению с предыдущей, расширяет и углубляет умение.
Слайд 14Задача педагогов
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое
мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. Важно, чтобы педагог был инициативным, думающим, любящим детей человеком, способным на творческий подход в работе.
Слайд 15Вывод
Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными
как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание детей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Слайд 16Библиография
Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: Фолио, 1997.
Бабаева Т.И. Совершенствование
подготовки детей к школе в детском саду. М.: Просвещение, 1990.
Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение,1987.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления для пятилетних детей / - М.: Знание, 1984.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. - 1999. №4 - С.15-17.
Давыдов В..В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. / АПН СССР/.-М.: Педагогика,1986.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Под ред. Л.А. Венгера, О.М.Дьяченко. М.,1989.
Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации //Вопросы психологии.-1997.-№5-С.20-27.
Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие //Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая.- СПб.: «Акцидент»,1997.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.-
М.: Просвещение, 1990.
Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия Холдинг, 2000.
Филлер Мария. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение, 1981.
Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников./Издательство института психотерапии. М.;2001.