Презентация, доклад на тему Игры по развитию словесно-логического мышления

Содержание

наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами, игрушками);наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).Выделяют три вида мышления:

Слайд 1ИГРЫ И УПРАЖНЕИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ И УПРАЖНЕИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами, игрушками);
наглядно – образное

(познание с помощью представлений предметов, явлений);
словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Выделяют три вида мышления:

наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами, игрушками);наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);словесно

Слайд 3 Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребёнка с 3

– 4 лет. На основе наглядно – действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно – образное. К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребёнка с 3 – 4 лет. На основе наглядно

Слайд 4Это вид мышления, помогающий ребенку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая

предмет, ситуацию, явление. Все операции словесно-логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию словесно-логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы как детям с отставанием в развитии, так и нормально развивающимся дошкольникам, без овладения ими не происходит полноценного развития ребенка.

Словесно-логическое мышление

Это вид мышления, помогающий ребенку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление. Все операции словесно-логического

Слайд 5Одним из компонентов словесно – логического мышления является мыслительная операция по

установлению причинно-следственных связей.
Формирование понимания причинно-следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Например, можно обсудить с ребенком (лучше это продемонстрировать), что произойдет с растением, если оно останется без полива, или почему вареное яйцо может быть всмятку или вкрутую; суп — пересоленным, чай — сладким, пол — грязным, ноги — мокрыми.

Одним из компонентов словесно – логического мышления является мыслительная операция по установлению причинно-следственных связей.Формирование понимания причинно-следственных отношений

Слайд 6Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть

причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода.
Попросите ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.
Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.

Примеры игр «Назови причину»

Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос:

Слайд 7Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории). Вначале

они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы. Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет. Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.

«Составление рассказа по серии картинок»

Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории). Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности;

Слайд 9Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с

опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

«Составление рассказа по сюжетной картине»

Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно

Слайд 11Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о

смысле произведения, его морали.
Примеры рассказов.
Л. Н. Толстой. Умная ворона.
Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

«Прослушай, прочти и перескажи»

Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали. Примеры рассказов.Л.

Слайд 13Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей.

Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, а зимой — телегу».

«Пословицы и поговорки»

Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что

Слайд 14Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за

названным: первый — ... (второй), завтрак — ... (обед), июль — ..., лето — ..., январь — ..., зима — ...., седьмой —... и т.п.

«Подбери следующее»

Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый — ... (второй), завтрак

Слайд 15Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы;

я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д. Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.

«Расставь события по порядку»

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д.

Слайд 16Ребёнку предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п.

Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.

«Время и антивремя»

Ребёнку предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем —

Слайд 17Ребёнку предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например: «озеро»,

«карандаш» и «медведь». Затем дается задание - составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Составь предложение»

Ребёнку предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например: «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание

Слайд 18Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова

вернулись на место.
1) Пойдем в мы в воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).
2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).
3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из дома рано утром).
4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).
5) Клоунами завтра с приезжает весёлыми цирк. (Завтра приезжает цирк с весёлыми клоунами).

«Перепутались слова»

Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место.1) Пойдем в мы

Слайд 19“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала

раньше: пошла гулять или полила цветы?
“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

«Понимание грамматической конструкции предложений»

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?“Через

Слайд 20
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый; продолговатый,

зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает; гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."

«Узнавание предметов по заданным признакам»

Назови предмет, про который можно сказать:   желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.Какой предмет обладает

Слайд 21Чем похожи эти слова:
кошка, книга, крыша;
число, весло, кресло;
Назовите общие признаки:
яблока и

арбуза;
кошки и собаки;
стола и стула;
ели и сосны;
голубя и дятла;
ромашки и гвоздики.
Чем отличается:
ручка от карандаша;
рассказ от стихотворения;
сани от телеги;
осень от весны;
дерево от кустарника;
лиственное дерево от хвойного дерева.

«Сравнение двух или более предметов»

Чем похожи эти слова:кошка, книга, крыша;число, весло, кресло;Назовите общие признаки:яблока и арбуза;кошки и собаки;стола и стула;ели и

Слайд 22К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано,

и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ? белка – дупло, медведь - ? магазин – продавец, больница - ? день – обед, вечер - ? охотник – ружье, рыбак - ? слово – буква, дом - ? лес – деревья, поле - ? палец – кольцо, ухо - ? море – капля, толпа - ? цветок – бутон, листок - ?

«Подбери слово»

К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано, и подробно объяснить свой выбор.Пример: стрелка

Слайд 23Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо

признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча; слива, яблоко, персик; брюки, шорты, юбка; корова, лошадь. Лев; елка, береза, сосна; картофель, морковь, огурец; петух, гусь, воробей; коза, свинья, корова.

«Чем отличается»

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.  ночник,

Слайд 24Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.
покупать

– открывать –
помнить – встречать –
толстый – мелкий –
полный – знаменитый –
голодный – брать -
К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач – радостная встреча – вспомнить радость – светлый верх – темное прошлое – слабый мороз -

«Подбери слово противоположного значения»

Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.покупать –			открывать –помнить –				встречать –толстый –				мелкий –полный

Слайд 25Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня,

а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

«Логические задачи»

Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая

Слайд 26по рисунку
по изложенному в стихотворении:
Сел воробушек на

дом, Провалилась крыша. Под березою с котом Пляшут польку мыши. Рыбка с мостика нырнула,  Вскрикнула и утонула.  Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Возле речки, ну дела, Серого обогнала! Сидела кошка в птичьей клетке, А птичка съесть ее хотела, Но кошка прыгнула на ветку И, прочирикав, улетела.

«Что не так?»

по рисункупо изложенному в стихотворении:    Сел воробушек на дом, Провалилась крыша. Под березою с

Слайд 27ваза хрустальная, а стакан легкий;
зебра полосатая, а леопард злой;
холодильник белый, а

ковер мягкий;
огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

«В чем ошибка?»

ваза хрустальная, а стакан легкий;зебра полосатая, а леопард злой;холодильник белый, а ковер мягкий;огурец зеленый, а яблоко растет

Слайд 28Таблица, разделенная на 9 клеток. В каждой клетке изображены птицы или

животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.
Вопросы по таблице:
Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
Кого больше зверей или насекомых?
На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

«Отвечай быстро»

Таблица, разделенная на 9 клеток. В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей,

Слайд 30Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева

всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).

«Закончи предложение» 

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».  У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).

Слайд 31Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и

разное в соответствующих объектах. Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.

«Найди сходство и различие» 

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.  Например,

Слайд 32 Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений.

Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.
Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: • огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро; • овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

«От частного к общему» 

 Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например,

Слайд 33Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее

понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д.

«От общего к частному»

Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями —

Слайд 34Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники

или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.

«Чего больше?» 

Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов

Слайд 35Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки и предложите ребенку

выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы. Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.

«Классификация по зрительному образу»

Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к

Слайд 36Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные

группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

 «Разложи по группам»

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь

Слайд 37Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в

группу по общему признаку, а четвертая лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите убрать лишнюю картинку. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

«Найди лишнюю картинку»

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая

Слайд 38 По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа,

круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
· Назови, слова, обозначающие домашних животных
· Назови, слова, обозначающие диких животных
· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
· Назови, слова, обозначающие водный транспорт
· Назови, слова, обозначающие овощи
· Назови, слова, обозначающие фрукты
· Назови, слова, относящиеся к сорту (футбол, хоккей…)

«Классификация по обобщающему понятию»

 По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.)

Слайд 39Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:
яблоко,

груша — ...;
стул, шкаф — ...;
огурец, капуста — ...;
ботинок, сапог — ...;
кукла, мячик — ...;
чашка, тарелка — ...;
кошка, слон — ...;
нога, рука — ...;
цветок, дерево — ...;
окунь, щука — ...;
роза, одуванчик — ...;
март, сентябрь — ...;
дуб, береза — ...;
фонарь, лампа — ...:
дождь, снег — ... Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

«Подбери общее понятие»

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: 	яблоко, груша — ...;	 стул, шкаф —

Слайд 40Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному

(в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб — рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица — квартира — город — страна—Земля; младенец—юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.

«Ранжирование» 

Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие

Слайд 41Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь

слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 — 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

«Многозначность слов»

Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание

Слайд 42Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
муха и бабочка

гусеница и змея
дом и избушка молоко и снег
стол и стулья апельсин и морковь
книга и тетрадь самолет и птица
вода и молоко камень и кирпич
топор и молоток пруд и река
город и деревня сумка - кошелек
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:муха и бабочка      гусеница и змеядом

Слайд 43Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося

первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.
Предлагаются слоги:
· по… · до…
· на… · че…
· за… · пры…
· ми… · ку…
· му… · зо…
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
 

«Оканчивание слов»

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его

Слайд 44Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3

слова в каждой серии могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
· Старый, дряхлый, маленький, ветхий
· Храбрый, злой, смелый, отважный
· Яблоко, слива, огурец, груша
· Молоко, творог, сметана, хлеб
· Час, минута, лето, секунда
· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
· Платье, свитер, шапка, рубашка
· Книга, телевизор, радио, магнитофон
· Мыло, метла, зубная паста, шампунь
· Береза, дуб, сосна, земляника
. Термометр, врач, учитель, медсестра

«Найди лишнее слово»

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии могут быть

Слайд 45Вы называете слово, а ребенок называет слово наоборот.
Например:
· Веселый –

грустный
· Быстрый – медленный
· Красивый – безобразный
· Устой – полный
· Худой – толстый
· Умный – глупый
· Тяжелый – легкий
· Твердый – мягкий
· Шершавый – гладкий
 Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. Загадки должны заставлять задуматься не только ребенка, но и взрослого:
Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)
Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)
Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

«Наоборот»

Вы называете слово, а ребенок называет слово наоборот. Например:	· Веселый – грустный	· Быстрый – медленный	· Красивый –

Слайд 46Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
· Самолет,

гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.
 

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой· Автомобиль,

Слайд 47Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например,

вы называете слово «карандаш», а ребенок, придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты:
· Рисовать
· Писать
· Использовать, как палочку,
· Указка
· Градусник для куклы и т.д.

«Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок,

Слайд 48«Подбери к слову БОЛЬНИЦА слово, которое подходило бы так же, как

к слову ШКОЛА подходит слово УЧЕНИК».
Задача – решение Вопрос - …
Часы – время Градусник -…
Луг – трава Лес - …
Море – вода Небо -…
День – обед Вечер - …
Дом – кирпич Слово -…
 

«Парные аналогии» Подобрать слово по примеру

«Подбери к слову БОЛЬНИЦА слово, которое подходило бы так же, как к слову ШКОЛА подходит слово УЧЕНИК».	Задача

Слайд 49Среди слов каждой строки есть одно слово, о котором не шла

речь в данной сказке. Задача детей: узнать это слово, объяснить свой выбор, а также назвать сказку.
1. Медведь, пенек, пирожок, яйцо, девочка, короб. («Маша и медведь».)
2. Яблоки, пирожки, река, сестра, брат, волк, избушка на курьих ножках, Баба Яга. («Гуси – лебеди».)
3. Снег, дед, баба, девочка, Кощей Бессмертный, костер, облако. («Снегурочка».)
4. Девочка, мама, бабушка, заяц, волк, лес, корзинка, пирожки, дровосек. («Красная шапочка», Ш. Перро.)
5. Иванушка, Аленушка, след от копытца, сокол
, козленок, ведьма, купец. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

«Слово заблудилось!»

Среди слов каждой строки есть одно слово, о котором не шла речь в данной сказке. Задача детей:

Слайд 50Детям предлагаются картинки с анаграммами. Требуется перестановкой всех имеющихся букв составить

слово, на заданную тему.
Анаграммы для детей:
1. Овощи: улк (лук), ваткы (тыква), хогор (горох), роцуге (огурец), моропид (помидор), патуска (капуста).
2. Животные: окт (кот), исал (лиса), язац (заяц), колв (волк), ьсры (рысь), вокора (корова), дведемь (медведь), абкоса (собака).
3. Цветы: кам (мак), заро (роза), ниоп (пион), ялили (лилия), тюлки (лютик) (замимо (мимоза), шакаорма (ромашка).
4. Фрукты: номил (лимон), шугра (груша), санана (ананас), рагтан (гранат).

«Расшифруй анаграммы»

Детям предлагаются картинки с анаграммами. Требуется перестановкой всех имеющихся букв составить слово, на заданную тему.Анаграммы для детей:1. Овощи: улк

Слайд 51Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например, «Я – гроза!». Другой должен

быстро ответить, что- либо подходящее, к примеру: «А я – дождь». Первый продолжает тему: «Я – большая туча!». Ему можно быстро ответить:
«Я – осень». И так далее...
Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.
Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например, «Я – пожарная команда!». Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: «Я – шланг». Другой спешит на второй стул и говорит: «А я – пожарник». Ребёнок – пожарная команда должен выбрать одного из двух, например, «Я беру шланг». Он обнимает «шланг», и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например, «Я – швейная машина!» и игра продолжается...
В приведенных примерах игр можно использовать разные варианты слов, сказок, обобщающих понятий.

«Я – Луна, а ты – Звезда»

Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например, «Я – гроза!». Другой должен быстро ответить, что- либо подходящее, к

Слайд 52 Предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы

«К». Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «Ж» и подчеркнуть все буквы «У».

«Вычеркни все буквы К»

Предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «К». Задание можно усложнить, попросив ребенка

Слайд 53Игровой материал: палочка, на концах которой контрастного размера цветы. Один конец – уменьшает

слова, другой – увеличивает.
Группа детей встает в круг. Фея (педагог) подходит к ребенку, и касаясь концом волшебной палочки с большим цветком – увеличивающим, говорит: «Был ты домом, а стал…». Ребенок должен сказать домищем, а если уменьшающим с маленьким цветком – домиком.
Ты был Стал маленьким Стал большим
Домом домиком домищем
Дождем дождиком дождищем
Котом котиком котищем

«Волшебная палочка феи Словарины»

Игровой материал: палочка, на концах которой контрастного размера цветы. Один конец – уменьшает слова, другой – увеличивает.Группа детей встает в

Слайд 54Детям предлагается первое и последнее слово смысловой цепочки. Они должны вставить

ряд слов, логически связывающих предыдущее и последующее между собой, так, чтобы первое и последнее тоже оказались связанными по смыслу.
Например: река – обезьяна.
Река – море – остров – пальма – обезьяна.
Пары слов могут быть следующими:
Трава – сметана.
Девочка – приключения.
Елка – Новый год.

«Логическая цепочка»

Детям предлагается первое и последнее слово смысловой цепочки. Они должны вставить ряд слов, логически связывающих предыдущее и

Слайд 55Предложенные игры и упражнения, помогут Вам не только в формировании причинно-следственных

отношений и развитию словесно – логического мышления, а так же будут способствовать полноценному развитию ребёнка.

Предложенные игры и упражнения, помогут Вам не только в формировании причинно-следственных отношений и развитию словесно – логического

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть