Слайд 1Игры и упражнения
на формирование
у детей
словообразовательных
умений.
Слайд 2Что сегодня на обед?
Назови блюда по образцу.
Образец: пюре из картофеля -
картофельное пюре
Суп из грибов…
Салат из моркови…
Компот из персиков…
Слайд 3Каша из пшена…
Торт из шоколада…
Варенье из вишни…
Слайд 4Заяц, и волк.
Дополни рассказы зайца и волка подходящими словами.
-Встретил я в
лесу страшного волка.
Не глаза у него, а ГЛАЗИЩИ,
Не зубы, а …,
Не хвост, а…,
Не нос, а…,
Не волк это был, а…!
И что это за зайцы пошли?
Встретил я одного в лесу:
Не хвост у него, а ХВОСТИШКО
Не нос, а…,
Не заяц это, а…!
Слайд 5Складываем слова.
Сложи из нескольких слов одно и подбери к нему подходящую
картинку.
САМ+ЛЕТИТ=САМОЛЕТ
САМ+ВАРИТ=
НА ПАРУ+ХОДИТ=
Слайд 6К ЗВЕЗДАМ+ЛЕТИТ=
ЛЕД+КОЛЕТ=
САМ+КАТИТ=
Слайд 7Котенок
Подбери к словам подходящие картинки
Подпрыгнул
Перепрыгнул
Спрыгнул
Слайд 8Разговор с малышом.
Представь что ты разговариваешь с малышом. Назови предметы изображенные
на картинке ласково. Например: это-часики
Слайд 10Изменяем слова.
Измени слова по образцу. Например: платья из шелка - шелковое
платье
Конверт из бумаги -…
Ящик из дерева -…
Ключ из металла -…
Слайд 11Шапка из меха -…
Сапоги из кожи -…
Статуэтка из золота -…
Слайд 12Назови профессию.
Цель: образование существительных с помощью суффиксов –щик, -чик, -ик, -тель,
-ец.
Ответь на вопросы.
Кто носит багаж? Багаж носит носильщик.
Кто сваривает трубы? Трубы сваривает…
Кто делает часы? Часы делает…
Кто переплетает книги? Книги переплетает…
Кто кладет паркет? Паркет кладет…
Слайд 13Кто чинит водопровод? Водопровод чинит…
Кто учит детей? Детей учит…
Кто строит дома?
Дома строит…
Кто водит городской транспорт? Транспорт водит…
Кто пишет книги? Книги пишет…
Кто читает книги? Книги читает…
Слайд 14Женские профессии.
Цель: образование существительных женского рода
Мужчина-художник, а женщина-…
Мужчина-писатель, а женщина-…
Мужчина-продавец, а
женщина-…
Мужчина-летчик, а женщина-…
Мужчина-повар, а женщина-…
Мужчина-ткач, а женщина-…
Мужчина-артист, а женщина-…
Слайд 15Два братца.
Цель: образование и употребление существительных с уменьшительным суффиксом –ик, и
увеличительным суффиксом –ищ.
Жили-были два братца. Младшего звали Ик. Был он маленький и худенький. А старшего звали Ищ. Он был большой и толстый. У каждого из братьев было свое жилище. Ик построил себе домик, а Ищ-большой домище.
Слайд 16Стали братья огороды копать. Ик вскопал (огородик), а Ищ вскопал…
Стали
они сажать около дома деревья и кусты. Ик посадил (кустик), а старший Ищ… Каждый завел себе кота, у братика Ик был маленький (котик), а у брата Ищ-большой…
Слайд 17Посмотри на этих котов и скажи, как у каждого их них
называется: рот, нос, хвост, глаза, усы и лапы.
Слайд 18
Задача: образовывать названия детенышей животных.
Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака,
кошка, лошадь, овца, коза).
Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка.
Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т.д.
«Поле чудес»
(«Детеныши животных»)
Слайд 19Задача: учить образовывать глаголы с приставками на- , по- , вы- .
Оборудование: игрушки (гараж,
машинка, дорожки, светофор и т.п.).
Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их.
Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.
«Гараж»
Слайд 20У взрослого изображение одного животного, на доске (на столе) – нескольких.
Взрослый:
У меня слон, а в зоопарке?
Ребенок: А в зоопарке – слоны. И т. д.
Дидактическая игра «Кто в зоопарке?» (словоизменение)
Слайд 21На столе картинки по теме.
Сначала ребёнок вспоминают название одного детеныша.
Взрослый: «Посмотри,
на картинку. У лисы один лисенок или много? »
Ребёнок: «Много».
Взрослый: «Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? »
Ребёнок: «Лисята».
Взрослый: «А теперь поиграем с мячом». Взрослый называет одного детеныша и бросает мяч, а ребёнок называет множественное число и бросают мяч обратно.
Дидактическая игра «Правильно назови детенышей животных» (словообразование)
Слайд 22Папа — медведь, Мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата);
Заяц
– зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, лис – лисица – лисёнок, олень – олениха – оленёнок, белка – белка – бельчонок, рысь – рысь – рысёнок, лось – лосиха – лосёнок, еж – ежиха – ежонок, барсук – барсучиха – барсучонок.
Дидактическая игра «Назови семью» (словообразование)
Слайд 23Взрослый и ребёнок (дети) выбирают животное, в которое они хотели бы
превратиться.
Звери садятся в кружок и начинают беседовать о своей любимой пище.
Пример:
-Я олень, люблю, есть мох, а ты кто?
-Я белка, я ем орехи, ягоды, грибы, а ты кто? и т. д.
Игра «Звери на поляне»
Слайд 24«Винни-Пух»
Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк.
Оборудование: картинка с
изображением Винни-Пуха, летящего на воздушном шаре, и набор предметных картинок.
Ребенок называет предмет изображенный на картинке, потом называет его так, как про него сказал бы Винни-Пух, увидев этот предмет сверху.
Например: лента — ленточка, коса — косичка, Даша — Дашенька, тетя – тетенька.
Слайд 25«Поле чудес»
(«Детеныши животных»)
Задача: образовывать названия детенышей животных.
Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных
(свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза).
Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка.
Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т.д.
Слайд 26Игра – драматизация «В гостях у куклы»
Воспитатель говорит:
- К Маше
придут гости, а она не знает во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?
- Для хлеба есть что? (Хлебница).
-Значит Маша хлеб положит во что? (В хлебницу). (Хором).
- Как называется посуда для конфет? И т.п.
Слайд 27Игровое упражнение «Назови машину одним словом»
Машина, которая чистит картофель – картофелечистка,
машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).
Слайд 28Игровое упражнение «Чаепитие»
Воспитатель ставит на стол самовар и говорит: «Чай
будем пить из самовара». Нужно заварить чай.
«В чём заваривают чай? (Чайник). Накрываем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? (Сахарница). Конфеты? Салфетки? Для чая – чайник, для кофе – кофейник, для молока – молочник.
Аналогичное упражнение «Таня накрывает на стол»
(хлебница, салфетница, сахарница, молочник, конфетница, салатница, чайник)