Презентация, доклад на тему Игра как особое пространство развития ребенка

Содержание

Классификация, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Игры делятся на две группы : игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое

Слайд 1 «Игра как особое пространство развития ребенка»
Подготовила
воспитатель
МБДОУ «ДСОВ № 41»
1

кв. категории
Серёжко Наталья
Владимировна
2015 год

«Игра как особое пространство развития ребенка» Подготовила воспитательМБДОУ «ДСОВ № 41»1 кв. категорииСерёжко НатальяВладимировна2015 год

Слайд 2Классификация, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
Игры

делятся на две группы : игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.

Отечественные классификации игр: П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской

Классификация, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Игры делятся на две группы : игры,

Слайд 3режиссерские,
сюжетно-ролевые,
театрализованные,
игры со строительным материалом,
игра-фантазирование,
хороводные,
игры-эксперименты.
творческие игры

режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом, игра-фантазирование,хороводные, игры-эксперименты.творческие игры

Слайд 4делятся на:
дидактические,
развивающие,
подвижные,
спортивные игры,
которые классифицируются

с учетом разных оснований

игры с правилами

делятся на: дидактические, развивающие,  подвижные, спортивные игры, которые классифицируются с учетом разных оснований игры с правилами

Слайд 5Подразделяются:
по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.),
по дидактическому материалу

(игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные).

дидактические игры

Подразделяются: по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные,

Слайд 6Виды игр:
Игры на плоскостное и объемное моделирование: сложи квадрат, игры-головоломки,

танграм, уголки и др.
Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование): геометрические головоломки (из счетных палочек), на построение, изменение фигур (например, из определенного количества спичек лодку преобразовать в ракету), игрушки-трансформеры.
Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест: паркеты, цветное панно.
Логические игры: логические блоки Дьенеша и др.
Художественно-развивающие – подбери палитру к картине, подбери схему к картине.

Развивающие игры

Виды игр: Игры на плоскостное и объемное моделирование: сложи квадрат, игры-головоломки, танграм, уголки и др.Игры на трансформацию

Слайд 7Классифицируются:
по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности),
по преобладающим

движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.),
по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Есть и другая классификация подвижных игр:
По происхождению – народные и авторские;
По структуре – сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов);
По характеру организации – без разделения играющих на команды и с делением;
По типу основного движения – с бегом, с прыжками;
По степени подвижности – малой, средней, большой.

Подвижные игры

Классифицируются: по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками

Слайд 8В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают

игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:
игра-экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры:
сюжетно-отобразительные,
сюжетно-ролевые,
режиссерские,
театрализованные;

Отечественные классификации игр: С.Л. Новоселовой

В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).Выделяют три класса

Слайд 92)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями:
игры

обучающие:
дидактические,
сюжетно-дидактические,
подвижные;
досуговые игры:
игры-забавы,
игры-развлечения,
интеллектуальные,
празднично-карнавальные,
театрально-постановочные;

Отечественные классификации игр: С.Л. Новоселовой

2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями:игры обучающие:дидактические,сюжетно-дидактические,подвижные;досуговые игры:игры-забавы,игры-развлечения,интеллектуальные,празднично-карнавальные,театрально-постановочные;Отечественные классификации игр: С.Л. Новоселовой

Слайд 103) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут

возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Отечественные классификации игр: С.Л. Новоселовой

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так

Слайд 11Игра - как представление – сюжетные;
Игра - как борьба за что-то

– игры с правилами.
Каждый из этих видов развивается независимо и параллельно.

Отечественные классификации игр: Н.А. Коротковой

Игра - как представление – сюжетные;Игра - как борьба за что-то – игры с правилами.Каждый из этих

Слайд 121.Воображаемая ситуация и каждый играющий ее придерживается.
2.Отсутствие предметного результата.
3.Диапозон от индивидуальной

до совместной деятельности.
4.Во времени поступательна, она движется.
5.Отношение сопричастности, если игра совместная.

Сюжетные игры

1.Воображаемая ситуация и каждый играющий ее придерживается.2.Отсутствие предметного результата.3.Диапозон от индивидуальной до совместной деятельности.4.Во времени поступательна, она

Слайд 13режиссерские,
сюжетно-ролевые,
театрализованные,
игры со строительным материалом,
игра-фантазирование
Виды сюжетных игр

режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом, игра-фантазированиеВиды сюжетных игр

Слайд 14
1.Наличие специфического результата – выигрыша.
2.Наличие формулированных правил.
3.Игры с правилами – всегда

совместная деятельность.
4.Развертывается циклично.
5. Отношения между участниками - соперничество.

Игры с правилами

1.Наличие специфического результата – выигрыша.2.Наличие формулированных правил.3.Игры с правилами – всегда совместная деятельность.4.Развертывается циклично.5. Отношения между участниками

Слайд 15
На физическую компетенцию.
На умственную компетенцию (стратегические).
На удачу.
Могут быть смешанные.
Например,

«Домино» - и стратегические и на удачу.

Разновидность игр с правилами

На физическую компетенцию.На умственную компетенцию (стратегические). На удачу.Могут быть смешанные. Например, «Домино» - и стратегические и на

Слайд 16Процесс игры
1.Начало игры.
2.Реализация цикла игры.
3.Фиксация выигрыша.
4.Перераспределение фиксации для следующего кона (по

очереди ход, кто выиграет).

Структура игры с правилами

Процесс игры1.Начало игры.2.Реализация цикла игры.3.Фиксация выигрыша.4.Перераспределение фиксации для следующего кона (по очереди ход, кто выиграет).Структура игры с

Слайд 17Типы правил
1.Общенормативные правила (жребий).
2.Конкретные правила действия.
3.Определение выигрыша.
4.Кто выиграл, тот будет первый.
Структура

игры с правилами
Типы правил1.Общенормативные правила (жребий).2.Конкретные правила действия.3.Определение выигрыша.4.Кто выиграл, тот будет первый.Структура игры с правилами

Слайд 18В сюжетных играх развивается воображение, способность ориентироваться в смыслах человеческой деятельности,

способность понимать другого.
В играх с правилами развивается нормативная регуляция поведения, стремление к достижению.

Развивающее значение игры разное

В сюжетных играх развивается воображение, способность ориентироваться в смыслах человеческой деятельности, способность понимать другого. В играх с

Слайд 19Игра влияет на развитие различных компетенций у детей дошкольного возраста:
развитие эмоциональной

и коммуникативной сфер
на развитие символического мышления,
на развитие произвольности и саморегуляциии поведения,
закладывает основы рефлексивных и метакогнитивных способностей.
Игра влияет на развитие различных компетенций у детей дошкольного возраста:развитие эмоциональной и коммуникативной сфер на развитие символического

Слайд 20Термин «игра» включает в себя разнообразные категории игр в том числе

Подвижные игры
• Игры с предметами
• Строительные игры
• Компьютерные и видео игры
• Настольные игры
• Игры с правилами
• Сюжетно-ролевые игры
Термин «игра» включает в себя разнообразные категории игр в том числе• Подвижные игры• Игры с предметами• Строительные

Слайд 21Направления развития игры включают в себя переход
• От игры исключительно с

реалистичным игровым материалом к использованию все более разнообразных многофункциональных предметов-заместителей

Траектория развития игры

Направления развития игры включают в себя переход• От игры исключительно с реалистичным игровым материалом к использованию все

Слайд 22От игры с ограниченным количеством сюжетов – к игре с разнообразными

сюжетами, развивающимися и изменяющимися по ходу игры.
Такой переход не свойственен исключительно ролевым играм, а может происходить и в других типах игры. Например, в строительных играх, дети начинают с постройки простых и однотипных сооружений (башенок) и постепенно осваивают строительство различных зданий, мостов, дорог, и т.д.
От игры с ограниченным количеством сюжетов – к игре с разнообразными сюжетами, развивающимися и изменяющимися по ходу

Слайд 23От игры без правил – к игре с правилами. При этом

само развитие правил также идет по разным направлениям: от простых - к сложным; от скрытых – к явным; от правил, задаваемых извне – к правилам, задаваемым самими детьми.
От игры без правил – к игре с правилами. При этом само развитие правил также идет по

Слайд 24От игры в одиночку – к игре со сверстниками. С одной

стороны может
возрастать количество детей, одновременно участвующих в игре и способных координировать между собой свои роли, сценарии и использование игрового материала.
С другой стороны изменяется характер взаимоотношений детей в игре: от «игры рядом» - к «игре вместе».
От игры в одиночку – к игре со сверстниками. С одной стороны может  возрастать количество детей,

Слайд 25От игры, задаваемой имеющимися материалами и организацией среды– к игре, в

которой дети сами организуют среду и выбирают или изготавливают материалы, согласно их собственным идеям.
От игры, задаваемой имеющимися материалами и организацией среды– к игре, в которой дети сами организуют среду и

Слайд 26От игры, существующей на протяжении нескольких минут – к игре, разворачивающейся

на протяжении нескольких часов, дней или даже недель. При этом от одного игрового эпизода к другому сохраняется определенная преемственность ролей, тем и игровых сценариев.
От игры, существующей на протяжении нескольких минут – к игре, разворачивающейся на протяжении нескольких часов, дней или

Слайд 27Роль взрослого состоит в предоставлении детям времени для игры и в

организации среды.
Предоставление ребенку времени для игры, игрового материала и т.д. способствует поддержанию игры на уже сложившемся уровне и иногда ее дальнейшему развитию.
Последнее возможно, однако, только в тех случаях, когда в группе детей присутствует достаточно много игровых «менторов», которые способны демонстрировать сверстникам более развитые модели игры и вовлекать их в участие в более развернутых игровых сценариях

В чем состоит педагогическая поддержка игры

Роль взрослого состоит в предоставлении детям времени для игры и в организации среды.Предоставление ребенку времени для игры,

Слайд 28В случае отсутствия таких «менторов» ограничение роли взрослого предоставлением игрового материала

не приводит к спонтанному саморазвитию игры, а иногда напротив, приводит к ее распаду.
Зачастую такое представление воспитателей об игре сочетается с представлением о том, что любое вмешательство взрослого пагубно отражается на протекании игры, в результате чего воспитатель принимает позицию «невмешательства» за исключением случаев, когда конфликты детей в ходе игры принимают особо острый характер и не могут быть разрешены без помощи взрослого.
В случае отсутствия таких «менторов» ограничение роли взрослого предоставлением игрового материала не приводит к спонтанному саморазвитию игры,

Слайд 29Роль взрослого состоит в наблюдении за детской игрой с тем, чтобы

при удобном случае воспользоваться игровой ситуацией для представления учебного содержания.
В отличие от первого, такой взгляд не предполагает самоценности детской игры, а рассматривает ее с утилитарных позиций как средство достижения более важных учебно-воспитательных задач.
Подобное вмешательство в игру, как правило, препятствует ее развитию, как в данный момент, так и в долгосрочной перспективе.
Роль взрослого состоит в наблюдении за детской игрой с тем, чтобы при удобном случае воспользоваться игровой ситуацией

Слайд 301.Роль взрослого состоит в способствовании развитию у детей таких базисных компонентов

игры как игровые действия и использование предметов-заместителей.
2. Далее фокус перемещается на развитие у детей представления о роли и связанных с ней ролевой речи и игровых действий. При этом отдельные игровые действия выстраиваются в развернутые цепочки действий, образуя своего рода «мини-сценарии».
1.Роль взрослого состоит в способствовании развитию у детей таких базисных компонентов игры как игровые действия и использование

Слайд 31По мере того как дети начинают разыгрывать ролевые взаимоотношения, эти мини-сценарии

координируются со сценариями, соответствующими другим ролям, превращаясь в итоге в развернутые сценарии, отражающие многообразие сюжетов.
По мере того как дети начинают разыгрывать ролевые взаимоотношения, эти мини-сценарии координируются со сценариями, соответствующими другим ролям,

Слайд 32Демонстрация символических способов действия с предметом(включая реальный предмет, игрушку и неоформленный

или многофункциональный игровой материал).
Словесное обозначение действий ребенка в целях придания этому действию игрового характера.

Педагогическая поддержка игры может применять следующие формы

Демонстрация символических способов действия с предметом(включая реальный предмет, игрушку и неоформленный или многофункциональный игровой материал).Словесное обозначение действий

Слайд 33Словесное обозначение действий ребенка в целях установление соответствия между этими действиями

и конкретной ролью.
Демонстрация ролевой речи (от отдельных высказываний до развернутых диалогов).
Расширение и обогащение знаний детей, необходимых для развития игровых тем (посредством чтения книг, показа видео, организации экскурсий и выступлений специальных гостей).
Словесное обозначение действий ребенка в целях установление соответствия между этими действиями и конкретной ролью. Демонстрация ролевой речи

Слайд 34Помощь детям в изготовлении нового игрового материала или воспользовании имеющегося материала

в новой функции (включая совместное изготовление материала дома с родителями в качестве семейного проекта).
Предыгровая практика, состоящая в обсуждении и проигрывании разнообразных мини-сценариев
Помощь детям в изготовлении нового игрового материала или воспользовании имеющегося материала в новой функции (включая совместное изготовление

Слайд 35Организация и проведение планирования игры (в устной, рисуночной или письменной форме)

с последующим обсуждением детских планов и того, как они этим планам следуют.
• Индивидуальная работа с детьми, играющими на более высоком уровне, чем их сверстники, в целях последующего использования этих детей в роли игровых «менторов».
Организация и проведение планирования игры (в устной, рисуночной или письменной форме) с последующим обсуждением детских планов и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть