Слайд 1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Козловская основная общеобразовательная школа, дошкольная ступень образования
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Подготовила: старший воспитатель
Титова Л.Ю.
Слайд 2Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
- опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности,
воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
- опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Слайд 3Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального
произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Слайд 4Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»включает, в том числе, знания и умения в
изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Слайд 5В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и
музыкальной деятельности: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.
При этом оборудованы они должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.
Слайд 6В уголках книг необходимо разместить:
детскую художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом,
тематические альбомы,
книжки-самоделки,
портреты
писателей,
подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.
Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо регулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).
«говорящие книги»
Слайд 9В уголках театрализованной деятельности:
Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый
и т. д.
ширма;
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
Слайд 14В уголках изобразительной деятельности:
-произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и
др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др
Наглядно-дидактические пособия
Произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет
Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
Наличие цветной бумаги и картона
Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
Слайд 22В уголках музыкальной деятельности:
Детские музыкальные инструменты
Магнитофон
В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических
музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы
Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
Картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях
Электромузыкальные игрушки с наборами мелодий
Звуковые книжки и открытки
Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
Музыкально- дидактические игры
Музыкально- дидактические пособия
Слайд 24Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
Созданная в
детском саду предметно-развивающая среда должна способствовать познавательному развитию,
развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса.
Слайд 25Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:
Взаимодействие педагогов и детей
Взаимодействия с семьями
Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:
- НОД (непосредственно образовательная деятельность). Это занятия эстетического цикла: по изо деятельности, музыкальные, по ознакомлению с художественной литературой. Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. ….
Слайд 27- Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные
представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)
Для того, чтобы развернулась самостоятельная деятельность, необходимы условия: насыщенная предметная среда, сформированность навыков и умений, мотивация ….
Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.
Слайд 30Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют
интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка -дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.
Слайд 31Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:
Повышение психолого-педагогической культуры родителей,
которая осуществляется через:
родительские собрания и конференции,
консультации групповые и индивидуальные,
дни открытых дверей,
семинары-практикумы,
папки – передвижки и информационные листы для родителей,
тематические выставки, публикации в СМИ ….
Слайд 33Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением:
участие в образовательном процессе
(рассказывают о своих профессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с разными материалами и др. ,
участие в реализации проектов,
организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника
участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.
участие в театрализованных спектаклях ….
совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей
Слайд 37 Помощь в создании материально-технических условий:
помощь в оформлении развивающей среды,
помощь в изготовлении декораций
и пошиве костюмов,
организация совместных посиделок, посещений музеев, художественных выставок.
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Слайд 39
Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями:
начальной ступенью образования, музеем, домом детского творчества, библиотекой, художественной школой) проводятся взаимопосещения спектаклей между дошкольниками и школьниками, музыкально- тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, литературные гостиные, экскурсии.
Все участники педагогического процесса находятся и живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей.
И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов (психолога, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно-эстетического развития.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.