Презентация, доклад на тему Гендерное воспитание детей в башкирской семье

Содержание

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация

Слайд 1Сообщение из опыта работы Гендерное воспитание старших дошкольников через башкирский народный фольклор
Подготовила:


Исламгулова Г.Б.
Сообщение из опыта работы  Гендерное воспитание старших дошкольников через башкирский народный фольклорПодготовила: Исламгулова Г.Б.

Слайд 2Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все

больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка  происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Актуальность

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться

Слайд 3Цель:
способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию

начал мужественности и женственности у дошкольников.

Необходимость полоролевого воспитания дошкольников путем приобщения дошкольников к ценностям полоролевой  культуры этноса, общества представлена в задачах ФГОС ДО как объединение обучения и воспитания в целостной образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.Необходимость

Слайд 4Задача:
Учить детей овладевать первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя

ее по ряду внешних признаков мальчиков и девочек, мужчин и женщин с помощью устного народного творчества.
Формировать уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям.
Воспитывать любовь к башкирскому народному творчеству.
Развить способность осознавать нравственный смысл гендерных качеств.
Обогатить представления ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины.
Актуализировать и обогатить представления о домашних обязанностях девочек и мальчиков.
Задача: Учить детей овладевать первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду внешних признаков мальчиков

Слайд 5Имянаречение у башкир
По поверьям башкир, жизнь ребёнка и его судьба во

многом обусловлены его именем. Люди старались дать ребёнку такое имя, чтобы оно обеспечило ему в будущем удачу и счастье, гарантировало благополучие и долгую благородную жизнь.

Азат - Благородный, свободный.
Азамат – Рыцарь, герой.
Айнур – Лунный свет.
Айгуль – Лунный цветок.
Айсылу – Красивая как месяц.
Амина – Верный, честный.

Имянаречение у башкирПо поверьям башкир, жизнь ребёнка и его судьба во многом обусловлены его именем. Люди старались

Слайд 6Колыбельные песни

В колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку,

а к девочкам и мальчикам:


Для девочек:
«Әлли-бәлли ит балам, гүзәлемдең гүзәле»,
«Ҡыҙым, ҡыҙым, ҡыҙ кеше».

Для мальчиков: «Минең балам булыр был, Ир арыҫланы булыр ул», «Әлли-бәлли итәр был, Ил һаҡларға китәр ул».

Колыбельные песниВ колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам:Для девочек:

Слайд 7Величание. Пестушки

Семейных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей,

которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка. Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
Величание. Пестушки Семейных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе

Слайд 8Величание для мальчика

Улым, улым, ул кеше.
Уҙаманға тиң кеше.
Тиң кешеләр

күп булыр,
Улым бер тигән булыр.

Величание для девочки:

Ҡыҙым, ҡыҙым – ҡыҙ кеше,
Ҡурсаҡ кеүек кейенгән.
Йүгереп йөрөп һыу ташый,
Эй әсәһе һөйөнгән.

Величание для мальчикаУлым, улым, ул кеше. Уҙаманға тиң кеше. Тиң кешеләр күп булыр, Улым бер тигән булыр.Величание

Слайд 9Пословицы и поговорки
Большая духовная, нравственная
сила заложена в пословицах и


поговорках.

«Коса – девичья краса»
«Без смелости, не возьмёшь крепости»
«На смелого собака лает, а трусливого кусает»
“Атанан күргән уҡ юнған, әсәнән күргән тун бескән” – У матери учатся шубу шить, у отца лук точить.
“Атаһы ғәйрәтле булһа, улы ғибрәтле булыр” – Каковы дядьки таковы и дитятки.
«Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»;
«С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;
«Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит»;
Пословицы и поговорки Большая духовная, нравственная сила заложена в пословицах и поговорках. «Коса – девичья краса»«Без смелости,

Слайд 10Сказка
Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка предлагает

ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию.

«Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов»

СказкаВелика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения,

Слайд 11Игра
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». А

народная игра является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта,   обычаями и трудом  мужчин и женщин.  Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «Ҡарауылсы», «Һунарсы һәм өйрәктәр», «Энә, еп, төйөн». По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
ИграИгра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». А народная игра является неотъемлемой частью национального

Слайд 12Национальные праздники

Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными работами. Нет

календарных праздников с участием только детей. Им дается возможность принимать участие в общих праздниках. Но, в то же время, многие праздники начинают именно дети.
Национальные праздники Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными работами. Нет календарных праздников с участием только детей.

Слайд 13Посещение краеведческого музея

Посещение краеведческого музея

Слайд 14Заключение:

Роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы

эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.


Заключение:	Роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной,

Слайд 15Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть