Слайд 1Сообщение из опыта работы
Гендерное воспитание старших дошкольников через башкирский народный фольклор
Подготовила:
Исламгулова Г.Б.
Слайд 2Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все
больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Актуальность
Слайд 3Цель:
способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию
начал мужественности и женственности у дошкольников.
Необходимость полоролевого воспитания дошкольников путем приобщения дошкольников к ценностям полоролевой культуры этноса, общества представлена в задачах ФГОС ДО как объединение обучения и воспитания в целостной образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Слайд 4Задача:
Учить детей овладевать первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя
ее по ряду внешних признаков мальчиков и девочек, мужчин и женщин с помощью устного народного творчества.
Формировать уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям.
Воспитывать любовь к башкирскому народному творчеству.
Развить способность осознавать нравственный смысл гендерных качеств.
Обогатить представления ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины.
Актуализировать и обогатить представления о домашних обязанностях девочек и мальчиков.
Слайд 5Имянаречение у башкир
По поверьям башкир, жизнь ребёнка и его судьба во
многом обусловлены его именем. Люди старались дать ребёнку такое имя, чтобы оно обеспечило ему в будущем удачу и счастье, гарантировало благополучие и долгую благородную жизнь.
Азат - Благородный, свободный.
Азамат – Рыцарь, герой.
Айнур – Лунный свет.
Айгуль – Лунный цветок.
Айсылу – Красивая как месяц.
Амина – Верный, честный.
Слайд 6Колыбельные песни
В колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку,
а к девочкам и мальчикам:
Для девочек:
«Әлли-бәлли ит балам, гүзәлемдең гүзәле»,
«Ҡыҙым, ҡыҙым, ҡыҙ кеше».
Для мальчиков:
«Минең балам булыр был, Ир арыҫланы булыр ул», «Әлли-бәлли итәр был, Ил һаҡларға китәр ул».
Слайд 7Величание. Пестушки
Семейных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей,
которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
Слайд 8Величание для мальчика
Улым, улым, ул кеше.
Уҙаманға тиң кеше.
Тиң кешеләр
күп булыр,
Улым бер тигән булыр.
Величание для девочки:
Ҡыҙым, ҡыҙым – ҡыҙ кеше,
Ҡурсаҡ кеүек кейенгән.
Йүгереп йөрөп һыу ташый,
Эй әсәһе һөйөнгән.
Слайд 9Пословицы и поговорки
Большая духовная, нравственная
сила заложена в пословицах и
поговорках.
«Коса – девичья краса»
«Без смелости, не возьмёшь крепости»
«На смелого собака лает, а трусливого кусает»
“Атанан күргән уҡ юнған, әсәнән күргән тун бескән” – У матери учатся шубу шить, у отца лук точить.
“Атаһы ғәйрәтле булһа, улы ғибрәтле булыр” – Каковы дядьки таковы и дитятки.
«Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»;
«С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;
«Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит»;
Слайд 10Сказка
Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка предлагает
ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию.
«Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов»
Слайд 11Игра
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». А
народная игра является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин.
Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «Ҡарауылсы», «Һунарсы һәм өйрәктәр», «Энә, еп, төйөн». По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Слайд 12Национальные праздники
Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными работами. Нет
календарных праздников с участием только детей. Им дается возможность принимать участие в общих праздниках. Но, в то же время, многие праздники начинают именно дети.
Слайд 14Заключение:
Роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы
эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.