Презентация, доклад на тему Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.

Содержание

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология.

Слайд 1Волшебный мир фразеологизмов
Презентацию выполнила:
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ №39 г. Брянска


Маркина Елена Ивановна
Волшебный мир фразеологизмовПрезентацию выполнила:учитель начальных классоввысшей категорииМБОУ СОШ №39 г. Брянска Маркина Елена Ивановна

Слайд 2 Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному

слову, либо целому предложению. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология. Фразеология – от греч. Фразис (phrasis)- выражение + логос (loqos)-учение. научное название фразеологизмов - ИДИОМА.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Слайд 31.Задание. Прочитайте предложения и определите: в какой колонке фразеологические сочетания. -Что обозначают

выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов?
1.Задание. Прочитайте предложения и определите:  в какой колонке фразеологические сочетания.  -Что обозначают выделенные сочетания слов?

Слайд 4НЕЛЬЗЯ: 1.Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни

мясо, ни рыба» 2.Нельзя заменять словами-синонимами. Например, вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят». Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологическом обороте, а весь фразеологизм в целом.
НЕЛЬЗЯ: 1.Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба»

Слайд 52.Задание. Соотнесите фразеологизм со значением.

2.Задание. Соотнесите фразеологизм со значением.

Слайд 6Какое известное выражение зашифровано в этой картинке?

Какое известное выражение зашифровано в этой картинке?

Слайд 7А какой фразеологизм зашифрован в этой картинке?

А какой фразеологизм зашифрован в этой картинке?

Слайд 104.Задание. Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно? «Ни пуха

ни пера.»    

Рано утром мама-квочка                             Через час, едва живой
В класс отправила сыночка.                       Петушок спешит домой.
Говорила: « Не дерись,                                Ковыляет еле-еле
Не дразнись, не петушись.                          Он со школьного двора.
Поспеши. Уже пора.                                    А на нем и в самом деле нет
Ну, ни пуха ни пера!                                    Нет ни пуху, ни пера.

4.Задание. Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно? «Ни пуха ни пера.»     Рано утром

Слайд 11Самостоятельная работа. Закончите предложение. Болтлив как … Надут как …

Изворотлив как … Здоров как … Упрям как … Нем как … Работает как …
Самостоятельная работа. Закончите предложение.  Болтлив как …	     Надут как …

Слайд 128. Задание. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму

слова .Объясните значение фразеологизмов. Держать…. востро (уши, ухо) Смотреть сквозь…очки (розовые, тёмные) С …..нос (голубиный, гулькин) Не в своей …(чашке, тарелке).
8. Задание. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова .Объясните значение фразеологизмов.

Слайд 179.Задание. К каждому слову подберите как можно больше фразеологических сочетаний. Ум вода голова со

словом КАК
9.Задание. К каждому слову подберите как можно больше фразеологических сочетаний.   Ум  вода  голова

Слайд 18Ум (браться за ум, в своём уме, себе на уме, не

выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу.)


Вода (как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды.)
Ум (браться за ум, в своём уме, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума,

Слайд 19Голова (вбить в голову, намылить голову, терять голову, без царя в

голове, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, с головы до ног, вскружить голову.)

Со словом КАК (как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос.)
 
Голова (вбить в голову, намылить голову, терять голову, без царя в голове, с больной головы на здоровую,

Слайд 20У чёрта на куличках – очень далеко. Первоначальное значение выражения «где-

то далеко в лесу».
Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.
У чёрта на куличках – очень далеко. Первоначальное значение выражения «где- то далеко в лесу». Кулички, кулига

Слайд 21 Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала

сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.
Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды

Слайд 22 Знать на ять – знать очень хорошо. «Ять», буква в

дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как «Е». Тот, кто писал правильно слова с «ять», считался грамотным человеком.
Знать на ять – знать очень хорошо. «Ять», буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как «Е».

Слайд 23Кузькина мать (показать кузькину мать) – жестоко наказать. Кузька – небольшой

хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зёрна.
Кузькина мать (показать кузькину мать) – жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но

Слайд 24Подведение итога занятия.
Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо

качеств человека?
Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?
Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?
Узнал ли я сегодня что-то новое?
Какие фразеологизмы запомнились больше всего?
Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему «Фразеология» самостоятельно?
Подведение итога занятия.Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо качеств человека?Какой делает нашу речь употребление

Слайд 25Рефлексия.
Умею ли я опознавать фразеологизмы?

Понимаю ли я смысл фразеологизмов?

Умею ли я

употреблять в речи фразеологизмы?

Испытывал ли трудности на занятии?
Рефлексия.Умею ли я опознавать фразеологизмы?Понимаю ли я смысл фразеологизмов?Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы?Испытывал ли трудности

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть