Слайд 1Волшебный мир фразеологизмов
Презентацию выполнила:
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ №39 г. Брянска
Маркина Елена Ивановна
Слайд 2
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному
слову, либо целому предложению.
Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология.
Фразеология – от греч. Фразис (phrasis)- выражение + логос (loqos)-учение.
научное название фразеологизмов - ИДИОМА.
Слайд 31.Задание. Прочитайте предложения и определите:
в какой колонке фразеологические сочетания.
-Что обозначают
выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить
какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов?
Слайд 4НЕЛЬЗЯ:
1.Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни
мясо, ни рыба»
2.Нельзя заменять словами-синонимами. Например, вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».
Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологическом обороте, а весь фразеологизм в целом.
Слайд 52.Задание. Соотнесите фразеологизм со значением.
Слайд 6Какое известное выражение зашифровано в этой картинке?
Слайд 7А какой фразеологизм зашифрован в этой картинке?
Слайд 104.Задание. Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно? «Ни пуха
ни пера.»
Рано утром мама-квочка Через час, едва живой
В класс отправила сыночка. Петушок спешит домой.
Говорила: « Не дерись, Ковыляет еле-еле
Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора.
Поспеши. Уже пора. А на нем и в самом деле нет
Ну, ни пуха ни пера! Нет ни пуху, ни пера.
Слайд 11Самостоятельная работа. Закончите предложение.
Болтлив как …
Надут как …
Изворотлив как …
Здоров как …
Упрям как …
Нем как …
Работает как …
Слайд 128. Задание. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму
слова .Объясните значение фразеологизмов.
Держать…. востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь…очки (розовые, тёмные)
С …..нос (голубиный, гулькин)
Не в своей …(чашке, тарелке).
Слайд 179.Задание. К каждому слову подберите как можно больше фразеологических сочетаний.
Ум
вода
голова
со
словом КАК
Слайд 18Ум (браться за ум, в своём уме, себе на уме, не
выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу.)
Вода (как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды.)
Слайд 19Голова (вбить в голову, намылить голову, терять голову, без царя в
голове, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, с головы до ног, вскружить голову.)
Со словом КАК (как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос.)
Слайд 20У чёрта на куличках – очень далеко. Первоначальное значение выражения «где-
то далеко в лесу».
Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.
Слайд 21 Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала
сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.
Слайд 22 Знать на ять – знать очень хорошо. «Ять», буква в
дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как «Е». Тот, кто писал правильно слова с «ять», считался грамотным человеком.
Слайд 23Кузькина мать (показать кузькину мать) – жестоко наказать. Кузька – небольшой
хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зёрна.
Слайд 24Подведение итога занятия.
Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо
качеств человека?
Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?
Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?
Узнал ли я сегодня что-то новое?
Какие фразеологизмы запомнились больше всего?
Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему «Фразеология» самостоятельно?
Слайд 25Рефлексия.
Умею ли я опознавать фразеологизмы?
Понимаю ли я смысл фразеологизмов?
Умею ли я
употреблять в речи фразеологизмы?
Испытывал ли трудности на занятии?