Слайд 1Формы и методы духовно-нравственного воспитания в современной начальной школе.
Слайд 2Актуальность темы
Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями.
Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.
Большинство детей учатся без желания и обоснованной мотивации, отсутствует инициативность и индивидуальность.
Чтобы изменить взгляды детей появилась необходимость рассмотреть формы и методы духовно-нравственного воспитания и выделить те, которые будут наиболее успешны для реализации в современной начальной школе, исходя из их возрастных особенностей.
Слайд 3Цель
Изучить и апробировать формы и методы духовно-нравственного воспитания в современной начальной
школе.
Слайд 4задачи
Изучить проблему духовно-нравственного развития в педагогической науке;
Выделить возрастные особенности младших школьников;
Изучить формы и методы воспитания в педагогике современной школы;
Апробировать формы и методы духовно-нравственного воспитания с учениками начальных классов.
Слайд 5Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных
чувств.
Понятием "духовность" обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, вере (В.И. Даль).
Слайд 6Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие
основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве.
Слайд 7Духовно-нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского
Богатство духовного мира, интересов и потребностей.
Потребность
человека в человеке как в носителе духовных ценностей.
Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию.
Любовь к труду
Открытость сердца радостям и горестям других людей
Слайд 8возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1) Склонность к игре. В условиях
игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»-говорил А.С. Макаренко.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом
4)Дети ,как губки впитывают всю информацию, причём не всегда положительную.
Слайд 9Формы воспитания
Форма воспитания–это способ организации воспитательного процесса.
Формы организации воспитательного процесса
в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Слайд 10Методы нравственного воспитания
Методы воспитания – это способы воздействия педагога на
воспитанников и организацию их деятельности.
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания:
убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера),
стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),
внушение и самовнушение (эмоциональная сфера),
требование и упражнение (волевая сфера),
коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),
воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера),
метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Слайд 11Методы воспитания в начальной школе
Игра
Рассказ на этическую тему
Разъяснение
Этическая беседа
Пример
Поощрение
Упражнения
Проектирование
Экскурсии …
Слайд 12Качества д-н развития
Патриотизм
Любознательность
Трудолюбие
Доброта и отзывчивость
самодисциплина
Слайд 13Карты воспитанности
Начало года – бал по классу 1.9
0 уровень – 0%
1
уровень – 15.2%
2 уровень – 75.8%
3 уровень – 9.0%
Конец года – бал по классу 2.1
В мае 2017 года у детей 3 «Б» класса выявлены следующие уровни проявления воспитанности учащихся:
0 уровень –0%,
1 уровень –6,7%,
2 уровень– 78,1%,
3 уровень – 15,2%.
Слайд 23Для успешной работы в начальной школе по теме духовно-нравственное воспитание целесообразно
использовать как групповые, так и индивидуальные формы воспитательного воздействия.
Выбор методов будет зависеть от возраста обучающихся, их жизненного опыта, а так же от содержания воспитательной деятельности и её направленности.