Слайд 1Формирование здорового образа жизни младших школьников
на уроке.
Осьминина Любовь Александровна, учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ № 40», 1 квалификационная категория,
руководитель методического объединения учителей начальных классов
Слайд 2«Когда нет здоровья,
молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы,
бесполезно богатство
и бессилен разум»
Геродот
Слайд 3 «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Слайд 4 Здоровье человека зависит:
На 50%-от образа жизни
На 25%-от
состояния окружающей среды
На 15%-от наследственной программы
На10%- от возможностей медицины
Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза - психоневрологических отклонений, в 3 раза – патологии пищеварения.
По данным Министерства здравоохранения РФ
в начальной школе здоровы
11-12% детей,
в основной - 8%
в средней - 5%.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится одним из приоритетных направлений развития образовательной системы современной школы.
Сегодня, на семинаре, мы говорим о формировании навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Слайд 8 Наша задача как педагогов: сделать урок таким,
чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.
Слайд 9Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию,
построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Н. К. Смирнов
Слайд 10Обеспечение санитарно-гигиенических условий
Соблюдение температурного и воздушного режимов.
Использование мебели в соответствии с
росторазмерами.
Разумное размещение комнатных растений.
Предпочтение тона окраски стен кабинетов – зелёные, жёлто-зелёные, зеленовато-голубые.
Слайд 11Качество и рациональность освещения класса и доски.
Чистота помещения и классной доски.
Слайд 12Посадка за партой
1. Сиди прямо. Голову чуть-чуть наклони вперед. Обопрись на
спинку стула и проведи ладонь между грудью и краем стола. Если ладошка свободно прошла, значит, ты сидишь правильно.
2. Сиди ровно, не отклоняясь ни влево, ни вправо.
3 Тетрадь или книгу держи от глаз на расстоянии, равном от локтя до кончиков пальцев.
4. Руки на столе лежат свободно и спокойно.
5. Ноги стоят на полу ровно и уверенно.
Слайд 13Утренняя гимнастика
Преодоление сонливости, которая наблюдается на первом уроке.
Активное включение в работу.
Активизация
внимания.
Слайд 14 Здоровьесберегающие действия
Эмоциональный настрой.
Оптимальный темп проведения
урока.
Чередование видов учебной деятельности
(Нормой считается 4-7 видов за урок).
4. Демократичный стиль общения.
5. Доступная форма подачи материала.
6. Использование наглядности и ТСО.
7. Учёт возрастных и психофизических особенностей, состояния здоровья ученика при выборе форм, методов и средств обучения.
Слайд 15Физкультминутки
Снятие эмоционального напряжения.
Знакомство со своим телом.
Снятие статического утомления различных мышц.
Ослабление умственного
напряжения.
Снятие зрительного утомления.
Слайд 16Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, убыстряются
психомоторные процессы, активизируются структуры мозга.
Слайд 17Минутки покоя
На уроках в начальной школе дети быстро утомляются, поэтому им
так необходима минута отдыха.
Слайд 18Релаксация
Снятие стресса.
Расслабление мышц.
Снятие усталости.
Восстановление работоспособности.
Слайд 19 Использование музыкальных средств
Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего
действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы.
Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.
Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние.
Слайд 20Цветотерапия
Активизация деятельности головного мозга, внимания, памяти.
Возбуждение нейронных связей, которые
принимают участие в интеллектуальных процессах.
Развитие зрительно-моторной реакции, чувства локализации в пространстве, стереоскопического зрения, различительно-цветовой функции.
Слайд 21Красный цвет влияет на физическое состояние (красный и оранжевый – активные
цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности)
Жёлтый – на умственное, (это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача)
Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.
Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
Голубой –влияет на эмоции, ухудшает настроение.
Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.
Коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
Слайд 23Точечный массаж
Обучение навыкам проведения точечного массажа.
Профилактика простудных заболеваний.
Расслабление, освобождение от стресса
и перенапряжения.
Слайд 24
Пальчиковая гимнастика
«Рука является вышедшим наружу мозгом»
И.Кант
Подготовить руку к письму.
Развить внимание, терпение.
Стимулировать фантазию.
Активизировать работу мозга.
Научить управлять своим телом.
Слайд 25 Дыхательная гимнастика
Укрепление дыхательной мускулатуры.
Уменьшение заболеваний дыхательной системы.
Повышение
общей сопротивляемости организма, его тонуса.
Оздоровление нервно-психического состояния.
Слайд 26Зрительная гимнастика
Снятие физической и психоэмоциональной напряженности.
Тренировка вестибулярного аппарата.
Развитие зрительной координации.
Укрепление глазных
мышц.
Развитие зоркости и внимательности.
Улучшение циркуляции крови и внутриглазной жидкости.
Улучшение зрения.
Слайд 28Дерево здоровья
«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества
и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».