Слайд 1Формирование смыслового чтения средствами
УМК «Перспективная начальная школа»
учитель начальных классов
МАОУ СОШ
№15
им. Г. Е. Николаевой г. Томска
Сухушина Елена Игоревна
Слайд 2 «Воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности» (ФГОС).
Слайд 3Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
- овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Слайд 4
Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на
понимание читающим смыслового содержания текста.
Слайд 5Основные умения смыслового чтения:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения
в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Слайд 6Способы смыслового чтения
Аналитический
Синтетический
Критический
Слайд 7Типы чтения
Коммуникативное
вслух и про себя
Учебное
Самостоятельное
Слайд 8Виды чтения
Ознакомительное
Изучающее
Вдумчивое
Поисковое
(просмотровое)
Слайд 9Проблемы при формировании навыков смыслового чтения
Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам
при выполнении самостоятельной работы
Ограничение самостоятельной работы
Использование лишь традиционных технологий и методов обучения.
Узкий круг чтения обучающихся
Незнание или непонимание учителем психологических составляющих смыслового чтения
Слайд 10
Виды источников информации в УМК «Перспективная начальная школа»
Тексты и материалы учебников
и тетрадей на печатной основе (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы)
Фрагменты словарей
Репродукции картин
Хрестоматии
Наглядные демонстрационные и раздаточные материалы
Электронные образовательные ресурсы.
Ссылки на дополнительные источники
Слайд 11Виды текстов учебников
По стилю:
художественные,
научно-популярные.
По типу:
тексты-объяснения,
тексты-рассуждения,
тексты-описания (в том числе опытов),
тексты-инструкции,
тексты заданий
и вопросов учебника,
тексты проверочных заданий (в том числе и тестового характера),
тексты-предупреждения,
тексты-образцы докладов и сообщений обучающихся,
тексты определений, правил, сведений, тексты для дополнительного чтения
Слайд 12Инструментарий для поиска и обработки информации
Слайд 13ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОКАХ
Анализ заголовка текста, формулировка вопросов
по теме текста, предположения о содержании текста;
деление текста на смысловые части, составление плана;
установление последовательности мыслей, поступков, явлений, характеристика героев, объектов и явлений, прогнозирование хода развития явления или процесса, выявление причинно-следственных связей;
определение главной мысли текста, формулирование собственного мнения о прочитанном;
ответы на вопросы к тексту, цитирование, формулировка вопросов по прочитанному;
сравнение текстов;
дополнение информации текста информацией справочников, энциклопедий, карт, схем;
представление полученной информации в виде таблицы, схемы, рисунка, перечня вопросов.
Слайд 14
Текст учебника должен быть проработан на уроке:
прочитан,
проанализирован,
информация по возможности обработана,
оценена и
обобщена.
Слайд 15Чтение объяснения учебника помогает выяснить причину языковых явлений
Слайд 16 На основе разбора текста-рассуждения ученику легко сформулировать инструкцию
по выявлению родственных слов.
Найди общую часть слов (корень).
Объясни, смысл слова, значение корня в этих словах.
Слайд 17Система вопросов и заданий учебника помогает лучше понять информацию текста
Слайд 18Задания рабочих тетрадей позволяют лучше понять информацию текста учебника, обработать (сжать,
дополнить, сгруппировать…) и оценить информацию.
Слайд 19ОБРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Слайд 20Обработка и применение информации
Все ли графы таблицы можно заполнить на основе
текста учебника?
Какие ещё источники информации необходимы для заполнения таблицы?
Можно ли дополнить таблицу сведениями об озёрах Вологодской области?
Работа в группах
Слайд 21Обработка и применение информации
Пользуясь схемой, составь характеристику одного из видов облаков
по плану:
Название.
Какую форму имеют.
На какой высоте образуются.
Из чего состоят.
Слайд 22поиск информации в тексте
структурирование,
обработка
представление в нужном виде
оценка и применение для решения
учебно-практических задач
ОБРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Слайд 23
СИСТЕМА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ИМЕЕТ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ
ФГОС НОО
«ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Раздел первый: «Получение, поиск и фиксация информации».
Раздел второй: «Понимание и преобразование информации».
Раздел третий: «Применение и представление информации».
Раздел четвертый: «Оценка достоверности
получаемой информации»