смыслового чтения
как основа интеллектуальных
умений
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»(Дени Дидро).
Слайд 2Новый Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального образования. В частности в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ умения учиться. В разделе 12.1 «Филология. Литературное чтение на родном языке» понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Слайд 3 Смысловое чтение-
умение воспринимать текст
как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Слайд 4Стороны смыслового чтения:
Смысловая:
- понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
-способ чтения,
-темп чтения,
-правильность чтения,
-выразительность.
Слайд 5Смысловое чтение
В Примерной основной образовательной программе начального общего
образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].
Слайд 6Смысловое чтение
представляет собой комплексное УУД, состоящее из:
осмысления цели чтения
(для чего?),
умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
умения определять основную и второстепенную информацию.
умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Слайд 7Технология продуктивного чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения
1.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Слайд 8 2 этап
Работа с текстом во время чтения
1.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
Слайд 93 этап.
Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа
по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной
Слайд 10 Технология критического
мышления
При формировании навыков смыслового чтения используется технология критического мышления.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Слайд 11Приемы развития критического мышления
на уроках чтения:
чтение — суммирование в парах;
синквейны;
чтение с остановками;
прием «Верите ли вы, что…»;
мозговой штурм;
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками;
написание творческих работ;
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
логическая цепочка;
уголки;
кластер.
Слайд 12
*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения
*АНАЛИЗИРУЕТ заголовок
* НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова
ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
*ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием
событий
*СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом
* ВКЛЮЧАЕТ воображение
Слайд 13Проблемы при формировании навыка смыслового чтения:
Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при
выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываются в задание».
Слайд 14Рекомендации:
Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных
учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.
Слайд 15Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только
уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.
Слайд 16Рекомендации:
Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить
свою работу с работой других обучающихся. Активное использование тетрадей для самостоятельных работ так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения.
Слайд 17Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.
Слайд 18Рекомендации:
Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического
мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.
Слайд 19Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения,
критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Слайд 20Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Согласны ли Вы…?
Слайд 21
Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет,
если…?
Что, если…?
Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.
Слайд 23Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию,
формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Слайд 24Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения
выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.
Слайд 25Рекомендации:
Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных
стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.
Слайд 26Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Слайд 27Рекомендации:
Чтобы добиться результата, необходима система. С одной стороны, принято считать, что
начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребѐнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.
Слайд 28Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения.
Слайд 29Рекомендации:
Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие
смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.
Слайд 30Выводы:
Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в
стандарте результатов.
Наша задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.
Слайд 31И последнее – о чувстве меры.
Далеко не каждый тексттребует подробного
комментария.
Слайд 33 Система
И.Т. Федоренко и И.Г.Пальченко
Слайд 34Ассоциативный куст
Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель
даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Слайд 36Памятка для учащегося:
внимательно прочитать текст;
выделить главные мысли текста;
проверить, как они соотносятся
между собой;
сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
Слайд 37Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту
и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Слайд 39Классификация вопросов Б.Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно
быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Слайд 40Классификация вопросов Б.Блума:
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда
есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Слайд 41Классификация вопросов Б.Блума:
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются
со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты
Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.
Как бы я поступил на месте героя?
Слайд 42Антиципация -
это предвосхищение, предугадывание содержания.
Является эффективным средством отработки техники чтения: при
систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Слайд 43Разновидности антиципации:
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора,
эпиграфу.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Слайд 45Описание метода
Ствол дерева – тема.
Ветви – предположения.
Предположения по двум направлениям:
«возможно»
«вероятно»
Количество
ветвей не ограничено.
Слайд 46«Варианты развития событий»
Схематичная модель «дерева предсказаний»
Вариант 1
Вариант 1
Вариант 1
1.Что будет дальше?
2.Чем
закончится рассказ?
3.Как будут развиваться события после финала?