Слайд 1
Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС
НОО
Выполнила:
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №15
Рябова Т.А.
Слайд 2
Можно принудить к учению, заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной
активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности или после ее завершения, есть важнейший источник мотивации познавательной активности
Ш.А. Амонашвили
Слайд 3
Цель: показать применение технологий оценивания учебных успехов.
Задачи:
изучить литературу по данной
теме
показать связи между самооценкой и успешностью обучения
обобщить опыт работы по применению технологий оценки и самооценки обучающихся
Слайд 42
Актуальность темы.
Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей
способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей
Слайд 5
краткий анализ положения дел по развитию самосознания и самооценки младшего
школьника.
Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе
Противоречие наблюдается в том, что по старым стандартам оценочная деятельность была сосредоточена в руках учителя. Поэтому самооценка складывалась по результатам, а процесс деятельности и этапы планирования и прогнозирования не находили в ней отражения.
Слайд 6Самооценивание - осознание человеком, чем является для него то или иное
знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение - отношения к себе).
Результатом процесса самооценивания является самооценка - суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом. Выделяются частные самооценки - оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением
Слайд 7Традиционно различают разные уровни самооценки: высокий, средний и низкий.
Дети с
высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации.
Дети с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят..
В последнее время многие психологи высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходим средний уровень самооценки, который является наилучшим для приспособления личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.
Слайд 8Параметры самооценки
Помимо уровня (высоты) самооценки выделяют и другие ее параметры: устойчивость
(стабильность во времени), адекватность (правильность, истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки: устойчивая и неустойчивая; адекватная и неадекватная; неадекватная оценка может быть
завышенной и
заниженной .
Слайд 9 предполагаемый
конечный результат работы
- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание
границ своих знаний;
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;
самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;
- умение предвидеть результаты их деятельности, прогнозировать последствия;
- способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;
- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;
- умение оценить свое положение
в системе социальных
отношений «взрослый – сверстник - я».
Слайд 10технология
оценивания учебных успехов
Адекватная самооценка - реальное отношение к собственным
способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.
Слайд 11Работу по этой технологии начала в 1 классе с введением ФГОС.
Договорились с учениками, какими значками будем себя оценивать в тетрадях и прописях. Критерии оценивания уже заложены в дневниках-ежедневниках первоклассника. Выбрали смайлики , проговорили критерии. В конце урока в дневниках напротив предмета ученики этими же смайликами оценивали «успешность» своей работы на уроке.
Слайд 12Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к
выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор»
«Отличная работа! Молодцы!» -
«Хорошая работа!» -
«Не очень получилось» -
Слайд 13«Волшебные линеечки» , описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки.
Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно.
У каждого ученика листок с двумя шкалами.
Слайд 14С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась
методика Н.Г. Лускановой «Лесенка успеха»
«Карточка сомнений»
применяются на уроках освоения новых знаний:
+ - «Я понял все»;
- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ - НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
Слайд 16Работа в парах (лист самооценки)
:
Слайд 18«Лесенка» самооценки (чаще в конце урока)
Слайд 19Применение листов самооценки на уроках
Слайд 20,
Анализируя понятие самооценки и факторы, влияющие на развитие самооценки младшего
школьника, мы выявили ее взаимосвязь с успеваемость ребенка, успешностью учебной деятельности, определяющейся учебными достижениями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование различных
форм учета учебных достижений
можно рассматривать
как средство развития
адекватной самооценки
Слайд 21Самостоятельное и объективное оценивание своего труда позволяет предотвратить конфликты и споры
по выставлению отметок, регулировать уровень умений и степень притязаний каждого ученика, способствует формированию адекватной самооценки, повышению интереса к процессу учебной деятельности
Слайд 22«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества».
В. А. Сухомлинский
Слайд 23Использованная литература
1.Акимова, Г. Как помочь своему ребёнку [Текст] /Г. Акимова. –
М.: Просвещение, 2006. – 208 с.
2.Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 2008. – 174 с.
3.Аркушенко, А., Ларина, О. Психология развития и возрастная психология [Текст] /А. Аркушенко, О. Ларина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.4. Аспер, К. 4.Внутренний ребёнок и самооценка [Текст] /К. Аспер. – М.: Добросвет, 2008. – 368 с.
5.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] /Л. И. Божович. — М.: Просвещение,1995. – 352 с.
6.Букин, А. Родительская школа [Текст] / А. Букин. – М.: АСТ, 2007. – 70 с.
7.Колосовская А.А. Мониторинг образовательных достижений учащихся начальных классов на основе ИКТ [Электронный ресурс] – 8.URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/monitoring-obrazovatelnykh-dostizheniy-uchashchikhsya-nachalnykh-klassov-na(дата обращения 14.02.2014)
9.http://infourok.ru/formirovanie-samoocenki-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-vnedreniya-fgos-417167.html
10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2011