Слайд 1«Формирование рефлексивных умений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Учитель
начальных классов
ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка
Фистикан Наталья Григорьевна
Слайд 2
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот
и получает преимущества в движении вперёд»
Евгений Доманский
Слайд 3Из требований ФГОС
«Метапредметные результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: … освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии».
Слайд 4Рефлексивные умения:
адекватно воспринимать себя;
ставить цель деятельности;
определять результаты деятельности;
соотносить
результаты с целью деятельности;
определять наличие ошибок в собственном поведении;
описывать прожитую ситуацию.
Слайд 5Что такое «рефлексия»?
происходит от латинского reflexio – обращение назад
Словарь иностранных слов
определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слайд 6
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки
к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Слайд 7Рефлексия в учебной деятельности –
это осознанное получение новых знаний, когда
ученик:
1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения;
2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;
3) критически оценивает сделанное;
4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.
Слайд 8Основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений
рефлексия индивидуальна, поэтому
необходим индивидуальный подход к каждому;
рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.
Слайд 10При взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один
из видов личностной рефлексии:
физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
интеллектуальную ( что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытал),
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.
Слайд 11Рефлексия различна в зависимости
от типа урока
после изучения темы,
промежуточная рефлексия,
контрольная рефлексия,
итоговая рефлексия.
Слайд 13В зависимости от способов проведения
анкета,
вопрос,
символ,
таблица,
ситуация,
рисунок.
Слайд 14По форме деятельности
Фронтальная (выборочная)
Индивидуальная (предполагает самоанализ урока, событий дня).
Групповая (акцентирование
ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи).
Коллективная.
Слайд 15По цели выделяют 3 группы рефлексии
Слайд 16
рефлексия настроения и эмоционального состояния
Слайд 17 Ничего хорошо средне отлично замечательно
не
понял
Слайд 18Мир – это __________
__________________
__________________
__________________
__________________
Урок
литературного
чтения
Слайд 25Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия достижения цели (цель
урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения).
Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)
Слайд 26Рефлексия содержания учебного материала
Прием «Знание о незнании»
Прием «Пометки на полях»
Прием
«Шпаргалка»
Прием «Ранжирование»
Прием «Затруднение» (« Могу – не могу»)
Приём «Таблица»
Прием «Отсроченный контроль»
Прием «Знаки»
«Карта личного роста»
«Дневник достижений»
«Карта самоконтроля»
Слайд 27Прием «Знание о незнании»
не только учит школьников размышлять
на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать его на этапе изучения нового, когда известно лишь направление или общая тема ypока. Следует попросить учащихся сформулировать незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?»
Слайд 28Прием «Пометки на полях».
В 3 – 4 классах при изучении
теоретического материала уместно использовать на полях возле текста или в самом тексте обозначения с помощью знаков: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
Прием «Шпаргалка»
При составлении памяток, схем или текстов для справочников уместен ( информация, формулировка, правило в сжатом виде).
Прием «Ранжирование»
Расположение понятий в нужном порядке.
Слайд 29сегодня я узнал… было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что… теперь я могу…
я почувствовал, что… я приобрел…
я научился… у меня получилось …
я смог… я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Прием «Могу - не могу»
Слайд 31 Прием «Плюс – минус - интересно»
Слайд 32„Я“ 0________10
„Мы“
0________10
„Дело“ 0________10
Слайд 33Табличка - фиксация знания и незнания
о каком-либо понятии
Слайд 34Синквейн (пятистишие)
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы
в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Слайд 36Диагностику становления рефлексии в учебной деятельности младших школьников можно провести по
следующим критериям:
1) умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;
2) умение учащихся указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
3) умение учащихся начальной школы рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»;
4) умение учащихся начальных классов критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся.
Слайд 37
Рефлексия как обязательное условие саморазвития учителя
«Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»
Антуан де Сент-Экзюпери.
Слайд 38Главная заповедь учителя –
заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд
и поддержать его успех.
Слайд 39
"Обучение должно приносить радость познания,
радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению"