Презентация, доклад на тему Формирование рефлексивных умений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Содержание

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд» Евгений Доманский

Слайд 1«Формирование рефлексивных умений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Учитель

начальных классов
ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка
Фистикан Наталья Григорьевна
«Формирование рефлексивных умений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1 с.

Слайд 2
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот

и получает преимущества в движении вперёд»

Евгений Доманский

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд»

Слайд 3Из требований ФГОС
«Метапредметные результаты освоения

основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: … освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии».
Из требований ФГОС      «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Слайд 4Рефлексивные умения:
адекватно воспринимать себя;
ставить цель деятельности;
определять результаты деятельности;
соотносить

результаты с целью деятельности;
определять наличие ошибок в собственном поведении;
описывать прожитую ситуацию.

Рефлексивные умения:  адекватно воспринимать себя; ставить цель деятельности;определять результаты деятельности; соотносить результаты с целью деятельности;определять наличие

Слайд 5Что такое «рефлексия»?
происходит от латинского reflexio – обращение назад
Словарь иностранных слов

определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Что такое «рефлексия»?происходит от латинского reflexio – обращение назадСловарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём

Слайд 6
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки

к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия

Слайд 7Рефлексия в учебной деятельности – это осознанное получение новых знаний, когда

ученик:

1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения;
2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;
3) критически оценивает сделанное;
4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.

Рефлексия в учебной деятельности –  это осознанное получение новых знаний, когда ученик:1) анализирует и актуализирует имеющиеся

Слайд 8Основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений
рефлексия индивидуальна, поэтому

необходим индивидуальный подход к каждому;
рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.

Основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных уменийрефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;рефлексия диалогична

Слайд 9Классификация рефлексии

Классификация рефлексии

Слайд 10При взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один

из видов личностной рефлексии:

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
интеллектуальную ( что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытал),
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.

При взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии:физическую (успел –

Слайд 11Рефлексия различна в зависимости от типа урока
после изучения темы,
промежуточная рефлексия,


контрольная рефлексия,
итоговая рефлексия.


Рефлексия различна в зависимости  от типа урокапосле изучения темы, промежуточная рефлексия, контрольная рефлексия,итоговая рефлексия.

Слайд 12По содержанию:

По содержанию:

Слайд 13В зависимости от способов проведения
анкета,
вопрос,
символ,
таблица,
ситуация,
рисунок.

В зависимости от способов проведенияанкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

Слайд 14По форме деятельности
Фронтальная (выборочная)
Индивидуальная (предполагает самоанализ урока, событий дня).
Групповая (акцентирование

ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи).
Коллективная.

По форме деятельностиФронтальная (выборочная) Индивидуальная (предполагает самоанализ урока, событий дня).Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для

Слайд 15По цели выделяют 3 группы рефлексии

По цели выделяют 3 группы рефлексии

Слайд 16
рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 17 Ничего хорошо средне отлично замечательно
не

понял
Ничего  хорошо  средне  отлично  замечательно не понял

Слайд 18Мир – это __________
__________________
__________________
__________________

__________________

Урок
литературного
чтения

Мир – это __________  __________________  __________________  __________________  __________________Урок литературного чтения

Слайд 19Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Слайд 20Урок
русского языка

Урок русского языка

Слайд 21
рефлексия деятельности

рефлексия деятельности

Слайд 22Лесенка успеха

Лесенка успеха

Слайд 23Дерево успеха

Дерево успеха

Слайд 24Наряди ёлочку

Наряди ёлочку

Слайд 25Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия достижения цели (цель

урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения).
Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)
Рефлексия содержания учебного материала     Рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и

Слайд 26Рефлексия содержания учебного материала
Прием «Знание о незнании»
Прием «Пометки на полях»
Прием

«Шпаргалка»
Прием «Ранжирование»
Прием «Затруднение» (« Могу – не могу»)
Приём «Таблица»
Прием «Отсроченный контроль»
Прием «Знаки»
«Карта личного роста»
«Дневник достижений»
«Карта самоконтроля»

Рефлексия содержания учебного материалаПрием «Знание о незнании»Прием «Пометки на полях» Прием «Шпаргалка»Прием «Ранжирование»Прием «Затруднение» (« Могу –

Слайд 27Прием «Знание о незнании»
не только учит школьников размышлять

на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать его на этапе изучения нового, когда известно лишь направление или общая тема ypока. Следует попросить учащихся сформулировать незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?»
Прием «Знание о незнании»  не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный

Слайд 28Прием «Пометки на полях».
В 3 – 4 классах при изучении

теоретического материала уместно использовать на полях возле текста или в самом тексте обозначения с помощью знаков: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
Прием «Шпаргалка»
При составлении памяток, схем или текстов для справочников уместен ( информация, формулировка, правило в сжатом виде).
Прием «Ранжирование»
Расположение понятий в нужном порядке.

Прием «Пометки на полях». В 3 – 4 классах при изучении теоретического материала уместно использовать на полях

Слайд 29сегодня я узнал… было интересно…
было трудно…

я выполнял задания…
я понял, что… теперь я могу…
я почувствовал, что… я приобрел…
я научился… у меня получилось …
я смог… я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…

Прием «Могу - не могу»

сегодня я узнал…     было интересно…было трудно…       я

Слайд 31 Прием «Плюс – минус - интересно»

Прием «Плюс – минус - интересно»

Слайд 32„Я“ 0________10
„Мы“

0________10
„Дело“ 0________10
„Я“      0________10„Мы“     0________10„Дело“    0________10

Слайд 33Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Табличка - фиксация знания и незнания  о каком-либо понятии

Слайд 34Синквейн  (пятистишие)

первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы

в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Синквейн  (пятистишие)первая строка – название темы (одно существительное);вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;третья –

Слайд 35Карта самоконтроля

Карта самоконтроля

Слайд 36Диагностику становления рефлексии в учебной деятельности младших школьников можно провести по

следующим критериям:

1) умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;
2) умение учащихся указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
3) умение учащихся начальной школы рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»;
4) умение учащихся начальных классов критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся.

Диагностику становления рефлексии в учебной деятельности младших школьников можно провести по следующим критериям:1) умение обнаруживать знание о

Слайд 37 Рефлексия как обязательное условие саморазвития учителя

«Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Рефлексия как обязательное условие саморазвития учителя

Слайд 38Главная заповедь учителя –
заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд

и поддержать его успех.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Слайд 39
"Обучение должно приносить радость познания,

радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению"

Слайд 40Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть