Слайд 1Урманова Елена Николаевна
Учитель английского языка
МОУ «СОШ «ВЕСТА»
г. Черноголовка
Слайд 2Тема доклада
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(в образовательной области «Филология»)
Слайд 3
Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно
усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.
Карл Роджерс
Слайд 4
Требуются методы, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся
в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Слайд 5Основные требования к проекту:
*Наличие значимой задачи (проблемы)
*Планирование действий
*Обязательная исследовательская
работа учащихся (поиск информации)
*Результатом работы над проектом является продукт
*Обязательная презентация продукта
Слайд 7Классификации проектов:
Практико – ориентированный проект.
Нацелен на социальные интересы самих участников
проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города и т.д.
Слайд 8Классификации проектов:
Исследовательский проект.
По структуре напоминает подлинно научное исследование. Он
включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Слайд 9Классификации проектов:
Информационный проект.
Направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Слайд 10Классификации проектов:
Творческий проект.
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к
оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Слайд 11Классификации проектов:
Ролевой проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя
в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Слайд 12Классификация проектов по характеру контактов между участниками:
- внутриклассные;
- внутришкольные;
-
региональные;
- межрегиональные;
- международные.
Слайд 13Классификации проектов по продолжительности:
*Мини – проекты могут укладываться в один урок
или менее.
*Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
*Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
*Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Слайд 14Презентация проектов
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
-
Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Слайд 15
Педагогическая цель проведения презентации:
выработка и/или развитие презентативных умений и навыков.
Слайд 16Презентативные умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут)
рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Слайд 17Этапы проектной деятельности младших школьников:
мотивационный
планирующий – подготовительный
информационно-операционный
рефлексивно-оценочный
Слайд 18Проектная деятельность формирует следующие общеучебные умения и навыки:
Рефлексивные умения:
- умение
осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Слайд 19Проектная деятельность формирует следующие общеучебные умения и навыки:
Поисковые (исследовательские) умения:
-
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 20Проектная деятельность формирует следующие общеучебные умения и навыки:
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения
и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Слайд 21Проектная деятельность формирует следующие общеучебные умения и навыки:
Коммуникативные умения:
- умение
инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
Слайд 22Проектная деятельность формирует следующие общеучебные умения и навыки:
Презентационные умения и
навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Слайд 23УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ -
ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ –
ДИДАКТИЧЕСКОЕ
СРЕДСТВО ВОЗМОЖНОСТЬ
ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО
ИНТЕРЕСНОЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНО