Слайд 1
Формирование положительной мотивации к обучению, готовности к самосовершенствованию себя как ученика
Слайд 2«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
Слайд 3Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и
на уроках.
"Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь"
Ш.А. Амонашвили
Слайд 4Ценностные ориентации учителя выражают его отношение к жизни и ее целям,
к средствам удовлетворения этих целей, к ценностям человека, его культуре и жизненной философии.
Ценностные ориентации – это уровень определяющий смысл жизни учителя, его позицию по отношению к жизни вообще и жизни ученика. Они соединяют и мобилизуют мотивы, цели и намерения личности педагога.
Ценности учителя формируют определенный тип отношений учеников к миру и людям.
Ученик вначале ориентируется в мире ценностей, а уже затем, отбирая такие, которые наиболее значимы для него, развивая мотивационно-потребностную сферу, прогнозирует свое будущее.
Слайд 5МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ
УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
МОТИВ (от латинского)
– приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека
МОТИВАЦИЯ МОТИВАЦИЯ - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Слайд 6
Посещая уроки учителей школы, администрация наряду с положительными моментами,
как правило, выделяет следующие негативные моменты:
недостаточная мотивировка учащихся;
стандартность форм работы на уроке;
недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке
Участники ЭД
педагоги-психологи – 30 чел
ГОУ СОШ – 21 ГЭП
Нагатинский Затон
№ 839
Директор Каляева Т.С.
Психолог Меркелова Ю. В.
№ 1750
Директор Автухова Т.А.
Психолог Белорусец О.В.
.
Орехово-Борисово Северное
№ 426
Директор Петрова Н.И.
Психолог Фортунатова Л.И.
№ 438
Директор Коваленко Л.Н.
Психолог Елатенцева Л.Ю.
№ 987
Директор Ульянова О.И.
Психолог Аристова Ю.В.
Братеево
№ 1037
Директор Рыбина Т.В.
Психологи Юркова С.А.
Тараканчикова Н.В.
Бурцева Н.В.
Нагорный
№ 628
Директор Гусарская Т.И.
Психолог Горбачева И.В.
№ 653
Директор Карташова Т.С.
Психолог Шабатина Ю.А.
Бирюлево-Восточное
№ 877
Директор Овчинникова В.Г.
Психолог Каменская И.В.
Москворечье Сабурово
№ 511
Директор Пантелеева Е.Е.
Психолог Филакова Е.М.
№ 983
Директор Варакина Н.В.
Психологи Фокина А.В.,
Ермишкина Е.А.
Царицыно
№ 576
Директор Горячев П.Ю.
Психолог Крет Т.Ю.
№ 868
Директор Визер Т.Н.
Психологи Рыдкина О.А.,
Нестерова Т.М.
Слайд 8
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Смысл учения
Внутреннее
отношение
ученика
к учению
Мотив учения
Побудительная
причина
к действию
Постановка целей
Направленность ученика на выполнение действий
Реакция
ребёнка на
воздействие
внешних и
внутренних
раздражителей
Эмоции
Интересы
Познавательно-эмоциональное отношение школьника
учению
М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я
Слайд 9 Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи
отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:
-осознание ребенком объективной значимости учения;
-понимание ребенком субъективной значимости учения
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций
Слайд 10Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации,
учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Слайд 11 Причина спада школьной мотивации:
-
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего;
- Отношение ученика к учителю;
- Отношение учителя к ученику;
- У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания;
- Личная значимость предмета;
- Умственное развитие ученика;.
- Продуктивность учебной деятельности;
- Непонимание цели учения;
- Страх перед школой
Слайд 12Установки и действия педагога:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию
цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
Слайд 13Установки и действия педагога:
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых
и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
Слайд 14
О СОЗДАНИИ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
С УЧЕТОМ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА
Слайд 15Программа деятельности учителя с учетом мотивационного компонента должна состоять из нескольких
блоков:
I – собственно мотивационного; II – целевого; III – эмоционального; IV – познавательного.
Внутри каждого блока учителем организуется работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляции новых мотивов и появлению у них новых качественных характеристик
Слайд 16I. Собственно мотивационный блок
Работа в нем направлена на осознание школьником того,
ради чего учится и что его побуждает к учению.
Слайд 17Как формировать выше названные мотивы и их качественные характеристики? (Ситуация реального
выбора)
Слайд 18Некоторые возможные педагогические приемы в ситуациях реального выбора ученика:
– выбор учебных
заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных);
– выбор из двух заданий, где в одном варианте надо находить несколько способов решения задачи, а в другом варианте – быстро получить результат;
– выбор в ситуации с ограниченными условиями (например, меньше времени – и субъективного дефицита, когда времени столько же, но говорится, что меньше);
– выбор из решенных задач разной трудности некоторых наиболее понравившихся;
– выбор ситуации конфликта между познавательным и социальным мотивами;
– ситуации нравственного выбора
Слайд 19
II. Целевой блок
В данном блоке осуществляется обучение целеполаганию в учении, направленность
на осознание целей учения и их реализацию
Слайд 20Необходимо создавать специальные ситуации, которые высвечивают те или иные стороны целеполагания,
актуализируют их:
– прерывание и незавершенность деятельности по внешним причинам; возвращение к прерванному заданию и его возобновление;
– варьирование ситуаций по степени их обязательности и выявление поведения учащихся в них;
– выполнение задач разной трудности и обоснование этого выбора; наблюдение за поведением в ситуациях возникших трудностей;
– выполнение нерешаемой задачи и изучение возможной реакции детей;
– реакция на ошибку (способность самостоятельно обнаружить ошибку и выбрать действия, направленные на ее исправление, обращение за помощью к взрослому);
– создание помех, дефицита времени, соревнований, варьирования оценки, получаемой от другого человека
Слайд 21III. Эмоциональный блок
Работа педагога направляется в данном случае на развитие эмоционального
компонента мотивации, главной характеристикой которого являются эмоциональные переживания школьника в учебной деятельности. Учение охватывает эмоциональную сферу ученика, поэтому, влияя на нее, учитель стимулирует мотивацию или наоборот заглушает ее
Слайд 23Как формировать эмоциональный компонент?
Учителю следует поощрять эмоциональные проявления учащихся в естественных
условиях учебно-воспитательного процесса, помогать учащимся их осознавать.
Для этого могут быть использованы следующие приемы:
– задание “незавершенные рассказы на школьные темы” (неожиданный вызов к доске, выбор трудного или легкого варианта контрольной работы, интересная проблема на уроке, оценка учеником своего ответа у доски, ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски);
– подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой, игривое состояние, позволят уйти от напряжения;
– просить ученика описать, проговорить свое эмоциональное состояние в наиболее напряженные, проблемные моменты урока;
– демонстрация учителем разнообразия переживаемых на уроке эмоций, проговор их вслух для учеников (демонстрация собственной эмоциональной открытости); развитие в себе эмоциональной выразительности (как вербальными, так и невербальными средствами)
Слайд 24Несколько наиболее эффективных способов эмоциональной стимуляции учащихся:
1) Показать ценностную значимость изучаемой
дисциплины (использование в преподавании общих и крупных планов, широких абстрактных обобщений и конкретных частностей, применение учебного материала в повседневной жизни, знакомство с особенностями предмета для развития личности).
2) Обеспечить реализацию учащимися тенденции к деятельности: научить преобразовывать цели “будущего” в ряд проблем, задач, заданий, имеющих непосредственное отношение к настоящему.
Слайд 25Несколько наиболее эффективных способов эмоциональной стимуляции учащихся:
3) Поощрять самостоятельность учащихся, оказывая
лишь необходимую помощь (посильность заданий, своевременное усложнение заданий, подбор творческих заданий).
4) Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания, оригинальное решение задачи, использование дополнительного материала по изучаемой теме и др.
5) Каждое выполненное задание использовать в качестве новой ступеньки для постановки новых задач, для раскрытия новых учебных перспектив, развития новых влечений и интересов.
Слайд 266) Полно использовать на занятиях учебное время, постоянно чередуя виды деятельности
преподавателя и учащихся, используя разнообразные приемы, методы, формы работы.
7) Оценку выполненной работы педагогу следует давать так, чтобы она придавала учащимся уверенность в своих силах, свидетельствовала пусть даже о небольших достижениях в учебной деятельности и удовлетворении познавательных потребностей, настраивала на новую познавательную активность.
Слайд 278) Учителю следует строить с учащимися доброжелательные, открытые, эмоционально-насыщенные отношения в
процессе обучения, направленные на формирование и поощрение чувства себя и другой личности, потребности в самоутверждении, самоактуализации.
9) Педагогу необходимо проявлять эмоциональное богатство и разнообразие своей личности: выражение своего отношения (но не оценки) к произведениям искусства, к поступкам людей, к собственной профессиональной деятельности, готовность быть эмоционально открытым самому и принимать эмоциональность своих учеников.
Слайд 28«..Все процессы реакционы –
если рушится человек..»
А. Вознесенский
Слайд 29
IV. Познавательный блок
Предполагается обратить внимание
на состояние (уровень) умения ученика учиться,
на развитие навыков в учебной работе.
В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Слайд 301. Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.
Они направлены на
создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
– включение учеников в коллективные формы деятельности;
– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
– умелое применение поощрения и наказания.
Слайд 312. Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации.
Учителю необходимо предусмотреть систему
мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению. Предлагаемые школьникам задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:
а) укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);
б) создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции;
в) обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности);
г) устойчивость целей и упорство в их реализации. (Преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).
Слайд 323. Формирование мотивации на отдельных этапах урока.
Деятельность учеников обязательно должна иметь
психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.
Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:
– этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);
– этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);
– этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).
Слайд 334. Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей”.
Эта
работа включает следующие направления:
– восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач;
– ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);
– укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
Слайд 34Исходя из потребностей мотивационного обеспечения учебного процесса, можно использовать следующий вариант
классификации методов обучения и их дидактических характеристик:
Слайд 35I. Информационные методы обучения:
беседа, лекция, рассказ, консультация, демонстрация, экспертиза, доклад, обзор,
отчет, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью, встречи с именитым гостем.
Пути формирования мотивации:
исторический ракурс, яркие факты, биографии ученых, возбуждение внимания, практическая необходимость материала для специалиста и его ценность для интеллектуального развития, удивление, возбуждение, любопытство, задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения.
Слайд 36II. Операционные методы:
работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными
карточками, поэтапное формирование знаний, практические методы, упражнения, лабораторные работы, "делай так, как я", тренинг, программирование обучения, АОС, эксперимент, самостоятельная работа.
Пути формирования мотивации:
создание ситуации, авансирующей успех, работа на будущие цели, стремление к цели, внимание к содержанию, поощрение, предъявление учебных требований, групповая работа, самостоятельное достижение результата, критика и самокритика, составление планов, анализ случаев из практики, человеческая ценность знания.
Слайд 37III. Творческие методы обучения:
анализ конкретных ситуаций, беседа по методу Сократа,
деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, “думай и слушай”, инновационная игра, лабиринт действий, метод аперцепции-интеракции, “мозговая атака”, панельная дискуссия, программа саморазвития, студия активного слушания, эвристика, метод контрольных вопросов, метод проб и ошибок, творческий диалог, проблематизация, метод “круглого стола”, имитационная игра, проектирование и т.д.
Пути формирования мотивации:
создание познавательных противоречий, проблемно-поисковых ситуаций, эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, анализ событий, разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой азарт, ролевая игра, использование ЭВМ, самоанализ деятельности, рефлексия, реакция преподавателя и аудитории, коллективный поиск, похвала, знание о возможностях, финансирование, профессиональная необходимость, ожидание.
Слайд 38IV. Методы контроля и обратной связи:
семинар, конференция, симпозиум, зачет, экзамен,,
выпускная работа, доклад, реферат,, текущий, рубежный и итоговый контроль, анкетирование, викторина.
Пути формирования мотивации:
закрепление полученных знаний, доведение их до уровня навыков и умений, ретроспективный анализ, соревновательность, положение в классе, рейтинг, хит-парад, качество достигнутых результатов, переход от контроля к самоконтролю, ценность контролируемых характеристик, открытость диагностики, достижение поставленных целей, количественные критерии уровня знания, достижения в области интеллектуального развития, оценка своей деятельности и деятельности товарищей, вознаграждения, удовлетворение.
Слайд 39Личность учителя и характер его отношения к ученику формирует положительную мотивацию
к обучению
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
Слайд 40Итак, подведем некоторые итоги:
Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной
деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом.
Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального развития ребенка; с помощью побуждающих функций средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации; систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.
Слайд 41Благодарим за внимание, желаем творческих исканий и побед!!!