Слайд 1
« Формирование основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
ДО ».
Выполнила:
воспитатель МДОУ детский сад
№ 107 «Светлячок» г. Ульяновск
Куртенкова Светлана Алексеевна
Слайд 2 Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает
сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности , свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
В системе дошкольного образования правовое воспитание занимает особое место. Суть правового воспитания заключается в формирования правового сознания и поведения гражданина, осознанного восприятия законов и уважительного отношения к ним.
ФГОС выдвигает одним из основополагающих принципов « приобщение детей к социокультурным нормам, традиции семьи, общества и государства».
Слайд 3
Цель
определить и реализовать совокупность организационно- педагогических условий способствующих ,
формированию правовой культур и гражданской ответственности у дошкольника.
Задачи:
Осуществить научный анализ литературы по проблеме формирования правовой культуре и воспитания гражданственности в дошкольном возрасте.
Определить организационно педагогические условия формирования педагогической культуры и активной гражданской позиции у дошкольников.
Определить уровень знаний детей с помощью диагностика детей старше дошкольного возраста
Провести ряд мероприятий по формированию правовой культуры у старших дошкольников.
Провести оценку сформированности правовой культуры и гражданственности у дошкольников.
Слайд 4
С целью выявления уровня правовой грамотности у
детей старшего дошкольного возраста (5-6
лет) был
проведен мониторинг знаний в детском саду № 107.
использовались адаптированные методики, предложенные
Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня
самосознания и самооценки у дошкольников, включающие
сравнительную оценку нравственных качеств у себя и
сверстников.
На основании бесед с детьми, родителями, а также, изучив
психологическую и педагогическую литературу получили
следующие данные об особенностях дошкольников:
Слайд 5Диагностика
В результате проведения исследования было выявлено, что большинство 50% (10 человек)
дошкольников данной группы на первом этапе исследования имеют средний уровень развития правовой грамотности. Высокий уровень правового воспитания наблюдается у 15% (3 человека) группы. Низкий уровень правовой грамотности выявлен у семи человек группы, что составляет 35% от всех участников исследования.
Слайд 6Диагностика
В результате проведения контрольного среза было выявлено, что 40% (8 человек)
смогли достичь высокого уровня правовой грамотности, 45% (9 человек) оказались на среднем уровне, и только 15% (3 человека) остались на низком уровне развития правовой грамотности.
Сравнительный анализ показателей первого и второго этапа исследования наглядно демонстрирует, что уровень правовой грамотности детей напрямую зависит от проводимых с ними занятий и формирования у них правовой культуры в условиях образовательного учреждения.
Слайд 7Нормативно правовые документы
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020
года» Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662 Раздел 4. Развитие образования
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 21 декабря 2012 г.
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Слайд 8С 01.01.2014 г, вступил в действие приказ Минобрнауки РФ № 1155
от 17.10.2013 г. о внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
ФГОС решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Слайд 9Содержание, формы и методы формирования у детей дошкольного возраста основ правовой
культуры
Содержание образовательной деятельности с детьми по
правовому воспитанию сопряжено с международными правовыми
документами - "Всеобщей декларацией прав человека",
"Конвенцией о правах ребенка", - которыми провозглашаются
уважение каждой личности, защита ее итересов, достоинства.
Система работы по формированию нравственно-правовых
представлений у детей дошкольного возраста направлена на
знакомство с основными правами и свободами человека и
предполагает работу по трем линиям:
- знакомство с личными правами человека;
- знакомство с гражданскими правами человека;
- знакомство с социальными и культурными правами человека.
Слайд 10Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста
Непосредственно образовательная деятельность;
Беседы-размышления, игры
– путешествия, дидактические игры ; игровые упражнения;
Чтение художественной литературы;
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей. Обращается внимание на организацию совместных проектов, направленных на исследование семьи, ее типов, общих занятий, традиций, правил
Слайд 11Методическая литература
Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников
в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство- Пресс, 2012
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Майданкина Н.Ю., Кавардакова М.А. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 304 с.
Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 2005.
Слайд 12Непосредственно образовательная деятельность по теме «Я- гражданин»
Слайд 13Участие в концерте на базе Кадетской школы № 7 им. В.В.
Кашкадамовой г. Ульяновска
Слайд 14Непосредственно образовательная деятельность по теме «Право на путешествие».
Слайд 17Итоговое мероприятие по проектной деятельности «Семья, здоровье, красота».
Слайд 19«Возьмемся за руки друзья»
минуты общения с детьми-инвалидами из школы интернат №92
Слайд 20Театрализованная деятельность
«Сказка цветик семицветик»
Слайд 23Право на труд
(знакомство с профессиями родителей)
Слайд 24Право на отдых.
Совместная, воскресная прогулка
Слайд 25Посещения музеев градостроительства, кукольного театра, пожарной охраны,метеорологии
Слайд 26Посещение автодрома, станции юных натуралистов, музея гражданской авиации.
Слайд 32Право на здоровье
(праздник витамины я люблю - быть здоровым я хочу)
Слайд 34
Участие в 60-й весенней легкоатлетической эстафете Засвияжского района города Ульяновска