Слайд 1Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках
и во внеурочной деятельности
Слайд 2
«К тому, кто был глух к природе
с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность»
В.А.Сухомлинский
Слайд 3 Все мы - дети природы, и с малых лет должны
познавать ее и непременно учиться любить.
Слайд 4. Наша цель - неторопливо и бережно ввести детей в мир
природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы
Слайд 6Природа – настоящий храм красоты
Слайд 7Природа-источник творчества.
Слайд 11Важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок
«Природа и люди – одно
целое»
«Природа в опасности»
«Природа ждет моей помощи».
Слайд 12Математика и экология
Включение экологического компонента в содержание уроков
математики способствует решению следующих задач:
- сформировать правильное представление о правилах поведения человека в природе;
- сформировать ответственное отношение к окружающему миру;
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики.
Слайд 13Задания на экологическую тему
задача, в основу которой положены данные из
литературы о природе, с последующей беседой об экологической проблеме, которая выявляется в ходе решения, и выводами.
Например:
Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?
Слайд 14-
составление заданий по математике с закодированными ответами, в которых ключевыми словами
являются названия животных, растений.
Например, предлагаем решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»:
4+3+2+5=?
Береза-10
Сосна-8
Тополь-14
Выясняем, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов.
Слайд 15 Математические раскраски - это комплексные задания, способствующие закреплению пройденного материала.
Предлагаем учащимся раскрасить определенным образом рисунок, на отдельных элементах которого записаны математические действия. Выполнив задание, дети узнают, как выглядит животное или растение, как оно называется.
Слайд 16Соедини точки в порядке возрастания чисел, и ты узнаешь, что изображено
на рисунке
Слайд 18Задачи, показывающие, как человек может помочь природе или, наоборот, навредить ей.
В
квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды выбегает из неисправного крана за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов воды? Сколько воды вытекает за сутки?
Бригада лесорубов за одну смену вырубает 40 кубометров древесины. Сколько деревьев они вырубят за неделю, если в одном дереве примерно 2 кубометра?
Слайд 19В 3-4 классах дети сами с удовольствием составляют задачи, используя сведения
1) О продолжительности жизни отдельных пород деревьев:
Береза-до 150лет, ель - до 500 лет, рябина - до 80 лет, осина - до 100 лет.
2) О высоте различных пород деревьев.
Береза - до 20 метров, дуб - до 40 метров, сосна - до 45 метров, кедр - до 45 метров, липа-до 35 метров.
3) Об экологической роли птиц и насекомых:
-Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для
сада насекомых.
-Кукушка съедает в день 40 гусениц, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов.
-Сова съедает за ночь 7-8 мышей.
Слайд 20
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы-
И капли сока, точно
слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Варианты задач, имеющих природозащитную направленность.
К примеру:
1) За 25 суток берёза даёт 100 литров сока. Сколько литров берёзового сока можно собрать за сутки? За неделю?
2).Сборщик берёзового сока использует банку 0,5 литра. Сколько раз в сутки и через какой промежуток времени ему необходимо менять банки?
Слайд 21
«Первоцветы на Медведице»
«По тропинке в лес пойдём…»
«В царстве цветов»
«Весёлая
рыбалка»
Тематические уроки экологического характера, когда все задания урока имеют тематическую направленность.
Слайд 22Русский язык и экология
Элементы экологического образования могут иметь место на любом
этапе этого урока. Для систематического осуществления экологической работы включаем в уроки дополнительный материал: словарные слова и диктанты, стихотворения экологического характера и загадки, кроссворды и задания на экологическую тему
Слайд 23Словарные слова
. Заяц, лисица, овощи, ягода, экскурсия, воробей, сорока, ворона, медведь,
берёза, животное, земляника, малина, орех, осина, растение, яблоко и так далее.
Слайд 24Например, можно провести следующую работу со словарным словом - береза.
Узнайте,
что это за дерево (показ иллюстрации)
Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?
А знаете ли вы чем полезно это дерево?
На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними церковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенние праздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа пускала березовые венки по воде. С березой крестьяне землевладельцы связывали немало примет:
Из березы течет много сока - к дождливому лету.
Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.
Овес сей, когда береза распускается.
Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в различных отраслях.
Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний.
Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные поделки.
Весенний березовый сок является лечебным питьем. Однако следует помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень ценного и полезного растения. Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез, а после окончания сбора сока закрыть смолой сосны или пластилином, чтобы в нее не попали споры грибка.
Слайд 25Составьте с данными сочетаниями слов текст на тему «Русский лес зимой».
Сказочен,
чудесен лес, повис на ветвях, глубокие чистые сугробы, петлями от березки к березке, на белоснежной скатерти, согнулись под тяжестью, птицы с красными грудками.
Слайд 26Уроки чтения и экология
Загадки
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов
спасают ноги,
А от голода кора.
Дом открыт со всех сторон,
В доме тысячи колонн.
Над колоннами шатры.
Над колоннами - ковры
Здесь живут и на коврах.
На колоннах и шатрах
Слайд 27Уроки окружающего мира и экология
Уроки по окружающему миру позволяют решать
учебные задачи:
- разностороннее развитие личности ребенка, развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей;
- формирование у учащихся целостной естественнонаучной картины мира;
ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и окружающего его мира;
вооружение знаниями об объектах, явлениях.
Воспитательные задачи:
- формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе.
- формирование навыков экологического поведения в природе и в быту.
Слайд 28Экологические задачи
1. Нашёл грибник один боровик, а разрыл весь мох и
подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет).
Растущие в лесу грибы своей подземной частью - грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений питательные органические вещества, растения от грибов - воду с растворенными в ней солями. Некоторые животные питаются грибами и даже лечатся ими.
Слайд 31Помощь в уходе за садовыми растениями
Слайд 34Времена года
Спиридонова Ульяна 2 класс
Презентации
Слайд 35Времена года
Лебедева Настя
2 класс
Слайд 41Экология и внеурочная деятельность
Направления работы:
- Познавательное направление работы, (дидактические игры,
беседы, заочные путешествия, викторины);
- Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
- Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Слайд 42Формы работы
- Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой
работы с учащимися начальных классов);
- Экскурсии в природу;
- Беседы, доклады, экологические праздники;
- Проекты, исследовательские работы;
Слайд 43Игры
«Хоровод дружбы».
Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:
Дружат пчелка
и цветок,
Дружат лист и лепесток,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
(В. Викторов)
Продолжи это стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования.
Дружат ели и клесты,
Дружат…., дружат….
Слайд 47Посещение библиотечных мероприятий
Слайд 51Вывод
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный
процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал на разных уроках, начиная с начальных классов.