Слайд 1Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Старченкова Ирина Геннадьевна, учитель
начальных классов,
МКОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 3Литература:
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.
М., 1991.
Репкин В. В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности.//Начальная школа. 1999, №7, с. 35-49
Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/Под редакцией М. С. Соловейчик. М., 1993.
Слайд 4
. Ж.»Н.школа» № 5-2008г.,В.А.Шулейко «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»
«Современные педагогические технологии» М., Ростов-на Дону, «Феникс»-2003г. «школа развивающего обучения. Технологии развивающего обучения»;
Слайд 5Условия успешной работы над формированием орфографической зоркости
на самых ранних этапах обучения
обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, достаточное развитие всего комплекса фонетических умений;
познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.
Слайд 6Орфографические умения:
ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью)
устанавливать
тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи)
применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи)
проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль)
Слайд 7Качество знаний по итоговым контрольным работам
Слайд 8Степень обученности по предмету
Слайд 9Организация работы по формированию орфографической ориентировки в тексте на межпредметном уровне.
Кто
заметил, как пишется слово …?
Кому удалось обратить внимание на написание слова …?
Какое слово пишется не так, как слышится?
Что необычного вы заметили в написании слова …?
Кто сможет орфографически
проговорить, не глядя в текст,
названия городов, которые
встретились в статье? И т. д.
Слайд 10Этапы обучения списыванию по правилам
Письмо под диктовку в заданном темпе с
проговариванием.
Организация списывания по типу зрительных диктантов.
Самостоятельное списывание текста.
Обучение действиям самоконтроля и самооценки.
Автоматизация умения совмещать в процессе чтения смысловую и орфографическую ориентировку.
Слайд 11Как писать без ошибок?
находи в слове орфограммы и определяй, знаешь ли
буквы.
знаешь – пиши без пропусков, отмечай орфограммы
не знаешь – пиши с пропуском
попробуй узнать буквы, если узнал(а) – вставь и подчеркни, не узнал(а) – оставь пропуск
проверь
читай по слогам, снова находи все орфограммы
где можешь, объясняй выбор буквы, решай, нет ли ошибок
есть ошибки – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой вопрос
Слайд 12Как искать проверочные слова для корня?
1. Объясни значение с помощью родственного
слова или подбери другое родственное слово
3. Если нужно, выполни оба действия.
Слайд 13Алгоритм действий ученика при написании окончаний существительных
по начальной форме определить тип
склонения;
подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием;
подставить его на место проверяемого слова;
написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного;
проверь себя: определи падеж существительного и вспомни падежное окончание.
Слайд 15Как проверить письменную работу?
Читай по слогам и слушай себя – нет
ли описок.
Отмечай все орфограммы.
Где можешь, объясняй выбор буквы и решай, нет ли ошибок.
Есть – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой ?
Слайд 16Способы правки ошибок
подчёркиваю слово, где есть ошибка;
подчёркиваю слово, где есть ошибка,
а на полях знаком показываю морфему, содержащую неверное написание;
если слово словарное и его нет в орфографическом словаре учебника, привожу на полях верную запись слова, а ошибку ребёнок находит сам;
на полях ставлю знак ошибки, а рядом указание на часть речи;
указываю номер страницы учебника, где сформулировано правило, дана рекомендация;
указываю правило, которое следует повторить (если его изучали не в этом учебном году).
Слайд 17Как работать над ошибками?
найди подчёркнутое слово;
определи, в какой части слова
допущена ошибка, обозначь её;
выпиши слово с пропуском на месте той буквы, которая выбрана неверно;
реши, какое правило следует применять;
выполни нужные действия и вставь букву;
исправь ошибку в тексте.