Слайд 1Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова
Презентацию
подготовила: Линдт Ксения Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «Камышинская СОШ»
Слайд 2 Проверяемая безударная гласная корня – одна из самых сложных
для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила, регулирующего ее написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова – самые распространенные в начальной школе.
Основными причинами допускаемых ошибок в правописании безударных гласных можно назвать следующие:
1. Отсутствие умения находить объект правила. (Ребёнок не может выделить безударные гласные, часть слова, в которой находится безударный гласный звук);
2. Отсутствие умения пользоваться правилом. (Ребёнок не может подобрать однокоренные, проверочные слова, обладает малым словарным запасом).
3. Не отработан алгоритм учебного действия: обнаружение безударного гласного, определение его места, подбор проверочного слова.
Три основных признака орфограммы «Безударные гласные в корне слова»:
1. Безударность, отсутствие ударения;
2. Гласные буквы а, о, и, е, я – наиболее опасны;
3. Место в слове – корень.
Структура правила:
Что проверяем? (Безударные гласные).
Где проверяем? (В корне слова).
Как проверяем? (Подбираем родственное слово или изменяем форму слова).
Чем проверяем? (Ударением).
Слайд 3 В данной работе представлен комплекс игр, направленных на формирование навыка
правописания безударной гласной в корне слова.
Успех проверки безударных гласных зависит, в первую очередь, от умения слышать ударение и, следовательно, обнаруживать безударные гласные звуки.
В 1 классе предлагаются такие задания:
- соотнеси: - сравни пару слов, укажи ударные слоги:
ЗА
МОК
ЗА
МОК
Слайд 4Во 2 классе для отработки умения подбирать проверочные слова путем изменения
формы слова можно использовать следующие игры:
1. Один-много.
(страна, волна, коса, толпа, тропа, ведро, весна и т.д.)
2. «Верно-неверно» (в форме соревнований):
нога
война
ребро
мосты
река
звезда
листы
беглец
3.Ребусы
4. «Три пирамидки» (в форме соревнований):
Слайд 5В 3 и 4 классах наряду с изложенными выше видами работы
предлагаются следующие:
- определение проверочных и проверяемых слов;
- выбор проверочного слова к слову с безударной гласной, исключение лишнего.
Эффективными являются задания типа «Докажи, что в слове вода безударный гласный звук нужно обозначить буквой о».
Осознанность действий в процессе письма развивают упражнения, предлагающие найти ошибки в рассуждениях других. Например: «Катя считает, что в слове [важак] безударный гласный звук нужно обозначить буквой а, потому что проверочное слово – важный. Согласись с Катей или возрази».
Нужно учить детей «письму с пропусками» (дети иногда называют его «письмо с дырками»): вместо безударных гласных ставить прочерк или знак вопроса.
Ещё одним условием успеха является постоянная работа с гнёздами родственных слов. Найди в каждом столбике «лишнее слово». Зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень:
Шарады.
1.С Е торопят, если знают,
Что не долго уж до срока.
С И - учительница часто
Говорит в конце урока. (спеши - спиши)
2.И недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С Е же делать нелегко,
Коль забрался высоко. (слизать - слезать)
«Различай на слух».
Для игры выбираются три игрока. Учитель читает каждому из игроков по четверостишию. Дети должны найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание.
-Мама простыни стирала
И на речке полоскала
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
-Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает
А на крыше мой флажок
Развивает ветерок.
-К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на брёвнышко
Сел и посидел.
Слайд 7
Особая трудность заключается в неумении учащихся видеть орфограмму.
Тренировка в
обнаружении орфограмм идёт по трём направлениям:
- чтение,
- восприятие на слух,
- употребление в собственной речи.
Для формирования данного умения предлагаются карточки, содержащие блоки слов на изученные правила.
Слайд 8 Для закрепления навыка правописания безударных гласных предлагаются тренажёры: «Попади в
цель», «Помоги гномам» и т.д.; упражнения: «Многозначные слова», «Слова из рассыпанных букв» и т.д.
Слайд 9
Успех работы по правописанию безударных гласных обеспечивается если:
1. Ребёнок умеет находить
объект правила. (Ученик может выделить безударные гласные, часть слова, в которой находится безударный гласный звук);
2. Ученик умеет пользоваться правилом. (Ребёнок может подобрать однокоренные, проверочные слова, обладает достаточным словарным запасом).
3. Отработан алгоритм учебного действия: обнаружение безударного гласного, определение его места, подбор проверочного слова.
4. Систематично выполняются упражнения, подчинённые этой задаче.
5. Учитель использует в своей работе современные рекомендации по изучению и отработке орфограммы «Безударные гласные в корне слова».
Основные умения, которые необходимо формировать при обучении детей обозначать безударные гласные это - четкое представление, что такое орфограмма, умение "видеть" и "слышать" ее в речи, умение найти способ действия, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности - ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение.
Слайд 10Список литературы:
1. Бушуева Л.С. «Учебные задания на развитие мыслительных операций на
уроках русского языка».- Ж. «Начальная школа: плюс-минус», №2 2002
2.Тарабарина, Т.И. Елкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».-Ярославль, «Академия развития», 1996
3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /Под редакцией М.С.Соловейчик. - М., 1994.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987.
5. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995
6. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. - С-П.: Детство-пресс, 2000.