Презентация, доклад на тему Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова

Проверяемая безударная гласная корня – одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила, регулирующего ее написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова – самые распространенные в начальной школе. 

Слайд 1Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова
Презентацию

подготовила: Линдт Ксения Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «Камышинская СОШ»
Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова   Презентацию подготовила: Линдт Ксения Владимировна, учитель начальных

Слайд 2 Проверяемая безударная гласная корня – одна из самых сложных

для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила, регулирующего ее написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова – самые распространенные в начальной школе.
  Основными причинами допускаемых ошибок в правописании безударных гласных можно назвать следующие: 1. Отсутствие умения находить объект правила. (Ребёнок не может выделить безударные гласные,  часть слова, в которой находится безударный гласный звук); 2. Отсутствие умения пользоваться правилом. (Ребёнок не может подобрать однокоренные, проверочные слова, обладает малым словарным запасом). 3. Не отработан алгоритм учебного действия: обнаружение безударного гласного, определение его места, подбор проверочного слова.

Три основных признака орфограммы «Безударные гласные в корне слова»: 1. Безударность, отсутствие ударения; 2. Гласные буквы а, о, и, е, я – наиболее опасны; 3. Место в слове – корень. Структура правила:
    Что проверяем? (Безударные гласные).     Где проверяем? (В корне слова).     Как проверяем? (Подбираем родственное слово или изменяем форму слова).     Чем проверяем? (Ударением).
Проверяемая безударная гласная корня – одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю

Слайд 3 В данной работе представлен комплекс игр, направленных на формирование навыка

правописания безударной гласной в корне слова.
Успех проверки безударных гласных зависит, в первую очередь, от умения слышать ударение и, следовательно, обнаруживать безударные гласные звуки.

В 1 классе предлагаются такие задания:

- соотнеси: - сравни пару слов, укажи ударные слоги:



ЗА

МОК

ЗА

МОК

В данной работе представлен комплекс игр, направленных на формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова.Успех

Слайд 4Во 2 классе для отработки умения подбирать проверочные слова путем изменения

формы слова можно использовать следующие игры:
1. Один-много.
(страна, волна, коса, толпа, тропа, ведро, весна и т.д.)

2. «Верно-неверно» (в форме соревнований):

нога
война
ребро
мосты

река
звезда

листы
беглец

3.Ребусы

4. «Три пирамидки» (в форме соревнований):

Во 2 классе для отработки умения подбирать проверочные слова путем изменения формы слова можно использовать следующие игры:1.

Слайд 5В 3 и 4 классах наряду с изложенными выше видами работы

предлагаются следующие:
- определение проверочных и проверяемых слов;
- выбор проверочного слова к слову с безударной гласной, исключение лишнего.
Эффективными являются задания типа «Докажи, что в слове вода безударный гласный звук нужно обозначить буквой о». 
Осознанность действий в процессе письма развивают упражнения, предлагающие найти ошибки в рассуждениях других. Например: «Катя считает, что в слове [важак] безударный гласный звук нужно обозначить буквой а, потому что проверочное слово – важный. Согласись с Катей или возрази».
Нужно учить детей «письму с пропусками» (дети иногда называют его «письмо с дырками»): вместо безударных гласных ставить прочерк или знак вопроса.
Ещё одним условием успеха является постоянная работа с гнёздами родственных слов. Найди в каждом столбике «лишнее слово». Зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень:

В 3 и 4 классах наряду с изложенными выше видами работы предлагаются следующие:	- определение проверочных и проверяемых

Слайд 6

Шарады.
1.С Е торопят, если знают,
Что не долго уж до срока.
С И - учительница часто
Говорит в конце урока. (спеши - спиши)
2.И недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С Е же делать нелегко,
Коль забрался высоко. (слизать - слезать)
«Различай на слух».
Для игры выбираются три игрока. Учитель читает каждому из игроков по четверостишию. Дети должны найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание.
-Мама простыни стирала
И на речке полоскала
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.

-Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает
А на крыше мой флажок
Развивает ветерок.

-К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на брёвнышко
Сел и посидел.


Слайд 7
Особая трудность заключается в неумении учащихся видеть орфограмму.
Тренировка в

обнаружении орфограмм идёт по трём направлениям:
- чтение,
- восприятие на слух,
- употребление в собственной речи.
Для формирования данного умения предлагаются карточки, содержащие блоки слов на изученные правила.

Особая трудность заключается в неумении учащихся видеть орфограмму. 	 Тренировка в обнаружении орфограмм идёт по трём направлениям:

Слайд 8 Для закрепления навыка правописания безударных гласных предлагаются тренажёры: «Попади в

цель», «Помоги гномам» и т.д.; упражнения: «Многозначные слова», «Слова из рассыпанных букв» и т.д.
Для закрепления навыка правописания безударных гласных предлагаются тренажёры: «Попади в цель», «Помоги гномам» и т.д.; упражнения:

Слайд 9

Успех работы по правописанию безударных гласных  обеспечивается если: 1. Ребёнок умеет находить

объект правила. (Ученик может выделить безударные гласные,  часть слова, в которой находится безударный гласный звук); 2. Ученик умеет пользоваться правилом. (Ребёнок может подобрать однокоренные, проверочные слова, обладает достаточным словарным запасом). 3. Отработан алгоритм учебного действия: обнаружение безударного гласного, определение его места, подбор проверочного слова. 4. Систематично выполняются упражнения, подчинённые этой задаче. 5. Учитель использует в своей работе современные рекомендации по изучению и отработке орфограммы «Безударные гласные в корне слова».
Основные умения, которые необходимо формировать при обучении детей обозначать безударные гласные это - четкое представление, что такое орфограмма, умение "видеть" и "слышать" ее в речи, умение найти способ действия, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности - ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение.
Успех работы по правописанию безударных гласных  обеспечивается если:  1. Ребёнок умеет находить объект правила. (Ученик может

Слайд 10Список литературы:

1. Бушуева Л.С. «Учебные задания на развитие мыслительных операций на

уроках русского языка».- Ж. «Начальная школа: плюс-минус», №2 2002
2.Тарабарина, Т.И. Елкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».-Ярославль, «Академия развития», 1996

3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /Под редакцией М.С.Соловейчик. - М., 1994.

4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987.

5. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995

6. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. - С-П.: Детство-пресс, 2000.


Список литературы:1. Бушуева Л.С. «Учебные задания на развитие мыслительных операций на уроках русского языка».- Ж. «Начальная школа:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть