Слайд 1«Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
как одной из привычек ЗОЖ»
Слайд 2В данной работе рассматривается проблема организации в современном ДОУ рациональной обстановки
для эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, как одной из привычек формирования представлений о здоровом образе жизни.
Слайд 3Объектом исследования является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Предметом исследования
– организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Цель данной работы: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Слайд 4Цель исследования достигается через решение следующих задач:
1. На основе
изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
3. Описать методику диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста как одной из привычек формирования представлений здорового образа жизни.
Слайд 5Гипотеза исследования: формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, возможно,
будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- использовать игры, стихи, малые фольклорные формы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, педагогический эксперимент.
Слайд 6
Практическая значимость данной работы состоит в том, что данное исследование по
формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста может быть апробировано и внедрено в практику деятельности воспитателя младшей группы дошкольного образовательного учреждения.
Слайд 7Исследовательская работа проводится в виде эксперимента с детьми 2 младшей группы
детского сада № 9 «Улыбка» города Димитровграда Ульяновской области.
В работе принимали участие 20 детей в возрасте 3 лет.
Была проведена диагностика по методике Г.А. Урунтаевой, которая описана ею в книге «Диагностика психологических особенностей дошкольника».
Диагностика навыка мытья рук и умывания;
Диагностика навыка культуры еды;
Диагностика навыка раздевания и одевания;
Диагностика навыка умения пользоваться носовым платком.
Слайд 8Результаты констатирующего этапа исследования
Слайд 9Констатирующий эксперимент позволил сделать вывод, что у детей младшего дошкольного возраста
в недостаточной степени сформирован уровень культурно-гигиенических навыков. Дети не могут самостоятельно выполнять поручения без помощи родителей, воспитателей.
Необходима разработка системы работы в рамках воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста, выполнение которых в дальнейшем сформируют привычку к здоровому образу жизни.
Слайд 10Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение задач формирования культурно-гигиенических навыков
• показ и
объяснение;
• упражнения и контроль;
• упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр (игровые упражнения);
• систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Слайд 11Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков (формирующий эксперимент)
Планирование осуществляется в соответствии
с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, Т.И.Гризик. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений.
Слайд 12Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный
год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи.
Слайд 13Тематика занятий
«Наша группа»
«Доброе утро, расчёска!»
«Как мы кормим Хрюшу и Степашку»
«Умывание каждый
день»
«Купаться любят все»
«Приглашаем куклу на чай»
«Вместе с куклой на прогулку»
«Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»
«Водичка, водичка…»
Слайд 14Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков соблюдались следующие условия:
1) организация привлекательной и
удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Слайд 15Результаты контрольного этапа эксперимента
Слайд 16Сравнительный анализ сформированности культурно-гигиенических навыков
Слайд 17Выводы:
Таким образом, после проведенного нами контрольного эксперимента можно говорить о том,
что рациональная организация обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.