Слайд 1Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках как залог
успешной социализации и адаптации
в общество
Бородавина Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 70»
Слайд 2 Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в
семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Слайд 3 Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его
формах, включая виртуальные.
Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведёт к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Слайд 4Коммуникативные УУД
обеспечивают:
- социальную компетентность
и учёт позиции других людей,
- умение слушать и вступать в диалог,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- интегрироваться в группу сверстников ,
- строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Слайд 5Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Слайд 6Виды коммуникативных действий:
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий
партнёра;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 7Работа в парах –
одна из форм групповой работы
При работе
парами дети приучаются:
внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя);
постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили);
учатся говорить, отвечать, доказывать.
Слайд 8Коммуникация как взаимодействие
коммуникативные действия, направленные на:
- учёт позиции собеседника или партнёра
по деятельности;
преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения;
уважение к иной точке зрения;
понимание относительности оценок;
учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
Слайд 9 Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные
учащиеся. Пары могут быть сформированы по принципу “сильный – средний”, “средний – слабый”. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.
Слайд 10 “Чтение. Суммирование в парах”
На уроках окружающего мира, чтения использую
приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:
1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.
2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.
3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.
4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.
Слайд 11Динамическая пара –
это группа из четырёх человек, работающих попарно
Сначала работают
дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду (вторая пара), и образуют новые пары. После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.
Слайд 12Работа в группах
Способы разделения класса на группы:
- по желанию;
- случайным
образом;
- по определённому признаку;
- по выбору «лидера»;
- по выбору педагога.
Слайд 13Коммуникация как кооперация
коммуникативные действия, направленные на:
- согласование усилий по достижению общей цели;
- организацию и осуществление совместной деятельности;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение аргументировать, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Слайд 14Технологический процесс
групповой работы:
Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи,
проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).
Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания);
Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).
Слайд 15 «Мозговая атака»
каждый ученик высказывает как можно больше идей о
том, как решить задачу, а затем вместе обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы.
Слайд 16Правила мозговой атаки:
- Чётко укажите задачу мозговой атаки.
- Выдвигайте идеи поочерёдно,
всей группой.
- Представляйте одну идею за раз.
- Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи.
- Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу.
- Стройте свои идеи на мыслях других.
- Записывайте идеи.
Слайд 17Метод «Пилы»
- задание выполняется по частям, каждый
ученик занят своей частью. «Мы – зубчики одной пилы».
Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов и заданий к ним, на которые должна ответить эта группа.
Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.
Слайд 18Роль учителя
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу учеников.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные
варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Слайд 19Задания для групповой работы
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и
согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
- задания, которые требуют выполнения большого объёма работы;
- задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
- задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определённое познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Слайд 20
- повышается учебная и познавательная мотивация;
- нижается уровень тревожности учащихся,
страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
- выше становятся обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
- улучшается психологический климат в классе.
Достоинства групповой работы
Слайд 21- групповой работе надо сначала научить (Для этого учитель должен потратить
время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает
неэффективна.);
- организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;
- при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Некоторые трудности
Слайд 22Советы учителю
по организации групповой работы:
- нельзя принуждать к общей работе
детей, которые не хотят вместе работать;
- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15 – 20 минут в I – II классах, не более 20 – 30 минут – в III – IV классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.