Слайд 1Демитриева
Алла Геннадьевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия
г. Медногорска»
Слайд 2Выпускная квалификационная работа на тему:
«Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках
Слайд 3Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее рациональные методы и
приемы по формированию коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза: процесс формирования коммуникативных умений младших школьников будет успешным, если разработанный комплекс упражнений будет учитывать возрастные психологические особенности учащихся, организацию диалогической работы в парах и группе в процессе читательской деятельности на уроке.
Слайд 4Задачи:
1. Изучить теоретический материал по проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников;
определить сущность коммуникативных умений младших школьников;
2.Обосновать возможности уроков литературного чтения по формированию коммуникативных умений младших школьников;
3.Разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативных умений младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности созданного комплекса упражнений.
Слайд 5Главной составляющей коммуникативной компетенции – являются умения, в частности коммуникативные умения.
Коммуникативные умения – умения вести беседу-диалог общего характера, соблюдая правила речевого этикета. Коммуникативные умения необходимы для решения различного рода коммуникативных задач. Продуктом решения коммуникативных задач является текст. Коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической литературе отожествляются.
Слайд 6В младшем школьном возрасте формируются основные качества его личности. Перспективный подход
в преподавании литературного чтения – коммуникативно-деятельностный подход. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых. Коммуникативное формирование становится только в период систематизированного школьного обучения.
Слайд 7В методической литературе вопросу формирования коммуникативных умений большое внимание уделяют следующие
авторы: Г. М. Андреева, И.А. Зимняя, Р.С. Немов, И.А. Стернин, А.А. Кидрон, А.А. Бодалев, М.М. Бахтин. В научно-методической литературе представлено несколько технологических подходов в решении проблемы коммуникативных умений младших школьников: организация общения учащихся, диалогический тип общения, организация коллективной, групповой деятельности.
Слайд 8Существуют несколько подходов теоретического исследования и выявления коммуникативных умений младших школьников:
в форме тестов, в форме обследования, собеседования, наблюдения, анкетирования, выполнения различных заданий.
На констатирующем этапе эксперимента
нами использовался тест «Самооценка коммуникативного развития».
Слайд 10После проверки уровня самооценки коммуникативного развития были проведены обследования с целью
определения:
Уровня нарушений произношения звуков;
Уровня развития связной речи;
- Уровня понимания речи.
Результаты обследования представлены в диаграммах.
Слайд 14Основные формы учебной коммуникации, формируемые на уроках литературного чтения – монологические
и диалогические формы. 3 этапа развития коммуникативных умений: организация общения, диалогический тип общения, организация монологической речи. Для формирования каждого этапа подобраны упражнения и игры.
Слайд 15Был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие речевого аппарата, уточнение и
обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Основу комплекса составляют игровые приемы, задания, направленные на развитие литературных способностей, творческого воображения, специально организованную читательскую деятельность, обучающую эмоциональному вслушиванию, вычитыванию, выразительному чтению текста и его творческой интерпретации. Введение упражнений по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения дало положительные результаты: самооценка коммуникативного развития возросла на 14%; уровень речевой коммуникации вырос с 14% до 39%; произносительный критерий - учащихся с низким уровнем не осталось; критерии развития связной речи и обращенной речи - с высоким и средним уровнем учащихся стало значительно больше, и соответственно, снизился показатель с низким уровнем развития.
Слайд 16Достигнутые положительные результаты проведенного эксперимента по формированию коммуникативных умений младших школьников
на уроках литературного чтения свидетельствуют о том, что цель эксперимента достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.