Слайд 1Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Педагогический проект
Формирование информационной культуры обучающихся в НОУ начальной школы « ЭВРИКА»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей № 7
Слайд 2Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Значительное влияние на поведение
и деятельность оказывает
то
знание, которое самостоятельно
усвоено человеком и связано с
открытием, сделанным им самим.
Карл Роджерс
Слайд 3Особенность данного проекта заключается:
В реализации педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать из информационных источников новые знания, систематизировать их.
Слайд 4Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Современные развивающие программы
начального образования включают
исследовательскую деятельность и развитие информационной культуры обучающихся.
В Лицее №7 города Кстово было создано НОУ начальных классов
« ЭВРИКА»
Слайд 5Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
ПРИНЦИПЫ:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты
и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности ;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Слайд 6Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Цель проекта:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого
потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Слайд 7Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
ЗАДАЧИ НОУ «ЭВРИКА»
Развивать
познавательные потребности и способности младших школьников.
Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формировать умение работать с информацией и развивать у детей младшего школьного возраста умения исследовательского поиска.
Формировать у младших школьников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Слайд 8Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Нормативно - правовая база НОУ «Эврика»
Приказ
по школе об организации научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.
Положение о научно-практической конференции учащихся.
Положение о научно-исследовательской работе учащихся.
Положение о проведении Дней Науки и Творчества учащихся.
Положение о научном обществе учащихся.
Положение о совете Научного общества учащихся.
Слайд 9Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
СИМВОЛИКА НОУ « ЭВРИКА»
Девиз:
С знаниями в жизнь
Герб НОУ « ЭВРИКА»
Гимн НОУ « ЭВРИКА»
Слайд 10Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Эрудиция
Воспитанность
Развитие
Интеллект
Компетентность
Актуальность
Слайд 11Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Поэтапные действия по формированию информационной и
исследовательской культуры школьников
В НОУ «Эврика»
Слайд 12Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Слайд 13Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Слайд 14Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Слайд 15Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Слайд 16Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Слайд 17Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Структура исследования включает
триаду обязательных разделов:
подготовка → проведение → презентация.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
учатся умению самостоятельно добывать знания;
испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
развивают навыки самоорганизации;
формируют адекватную самооценку;
приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др
Слайд 18Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Слайд 19Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Этап 1.
подготовка к исследованию
объектная
область, объект и предмет
выбор темы исследования
изучение научной литературы и уточнение темы
определение гипотезы исследования
Слайд 20Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Этап 2
подготовка и проведение исследования
поиск вариантов
решения и сбор материала
определение методов исследования
проведение исследования по теме
обобщение (вывод) полученных данных и подготовка к представлению результатов.
Слайд 21Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Этап 3
оформление
исследовательской работы
внешнее
оформление и язык
общий план работы
введение
материал и методика
изложение результатов
обсуждение результатов
выводы
язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы
ссылки на литературу и составление списка литературы
таблицы и иллюстрации
вычитывание текста
жанры научной литературы
общие правила оформления текста исследовательской работы
Слайд 22Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Этап 4
защита результатов
исследования
Приложение
1. Рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на первой ступени обучения (из опыта)
Приложение 2. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-4 класс (из опыта)
Приложение 3. Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования личности (из опыта)
Приложение 4. Этапы работы над проектом (исследованием)
Приложение 5. Анкета, интервью (из опыта)
Приложение 6. Сочинение-исследование (из опыта)
Приложение 7. Тематика работ
Слайд 23Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Этап 5
Итог исследовательской работы –
это ежегодная научно-практическая конференция для учащихся начальной школы «Я – исследователь».
Слайд 24Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Виды научно-исследовательской деятельности членов НОУ «Эврика»
По
количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По месту проведения: урочные и внеурочные.
По времени: кратковременные и долговременные.
По теме: предметные и свободные.
Слайд 25Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Слайд 26Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Долговременные исследования – такие исследования проводятся
в рамках внеучебной деятельности. Продолжительность выполнения - несколько месяцев.
Слайд 27Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
ФОРМЫ
РАБОТЫ
НОУ «ЭВРИКА»
Индивидуальная работа.
Групповая форма.
Массовые формы.
Слайд 28Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
1.Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух
аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
Слайд 29Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
2. Групповая форма (включает в себя
работу над совместными исследовательскими проектами).
Слайд 30Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
3. Массовые формы. Сюда можно отнести
встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.
Слайд 31Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Достижения НОУ
« Эврика»
Научные доклады
Проекты
Научно –
экспериментальные рефераты
Выставки творческих достижений
Слайд 32Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
Источники информации:
/
Интернет-ресурсы:
1. Интернет-портал «Исследователь.ru»
http://www.researcher.ru/methodics/
2. Центр развития исследовательской деятельности учащихся httphttp://http://reduhttp://redu.http://redu.ru
https://sites.google.com/site/druzavseznajki
Слайд 33Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
1. Организация и проведение ученических исследовательских
конференций [Текст]: методическая разработка / Под ред. А.С. Обухова. - М., Журнал «Исследовательская работа школьников», 2009. – 100с.
2.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» [Текст] / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград, Учитель, 2007. – 154с.
3.Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. – Ярославль, Академия развития, 2002. – 208с.
4. Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Как развить исследовательские способности [Текст]: Учебник-тетрадь для учащихся средней школы / А.И. Савенков. - М., Генезис, 2005.- 95с.
Слайд 34Автор: Щенникова Ирина Николаевна,г Кстово, 2014год
5.Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в
школе [Текст]/ Н. И. Дереклеева – М., Вербум М, 2001. – 48 с.
6.Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве [Текст]: Сборник статей / Под ред. К.пс.н. А.С. Обухова. – М., НИИ школьных технологий, 2006. – 612с.
7. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. - М., Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 114с.
8.Феоктистова В. Ф Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации. Волгоград: Учитель,2012.-142с.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-
М.:АРКТИ,2003.-112 с.