Слайд 1
Формирование экологической грамотности и природоохранных компетенций младших школьников через проектно- исследовательскую
деятельность
учитель начальных классов
Оксузьян Людмила Борисовна
Слайд 2 «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Актуальность темы
Современная наука об экологии за последние годы обогатилась новыми знаниями,
стала наукой, которая затрагивает все сферы духовной жизни человека и общества в целом. Я считаю, что школьное экологическое воспитание является основой формирования нового образа мышления, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
В проекте показателем эффективности формирования экологической ответственности выступает не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование нормам здорового образа жизни – это сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка, а так же экологическим ценностям в поступках и поведении.
Актуальность моего проекта заключается в том, что природа представлена в нем, как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека.
Слайд 4Противоречия
Между необходимостью формирования экологической культуры школьников и недостаточным
количеством технологических решений по данному вопросу в традиционной методике воспитания.
Между необходимостью получения школьниками в доступной форме научных представлений об окружающем мире и отсутствием достаточных знаний в содержании учебных программ.
Между естественной потребностью человека к знаниям окружающего мира и низкой познавательной активностью обучающихся в современной школе.
Между возможностями использования ИКТ для формирования учебно-познавательных компетенций и отсутствием навыка у младших школьников к данному виду деятельности.
Слайд 5Цель проекта
Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и
любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней, имеющей потребности здорового образа жизни.
Слайд 6Задачи проекта
1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме
исследования.
2. Разработать и провести диагностику показателей уровня экологической грамотности учащихся.
3. Организовать проектно - исследовательскую деятельность экологической направленности, разработать дидактические материалы.
4. Формировать систему экологических знаний, интереса к краеведческому материалу, мотивировать к участию в творческих конкурсах.
5. Обобщить и проанализировать полученные результаты проекта.
6. Разработать методические рекомендации по теме проекта и поделиться ими с коллегами через выступления на МО и публикации на педагогических сайтах.
Слайд 7Объект исследования
Учебно-воспитательный процесс по формированию у обучающихся начальной школы (1 –
4 кл.) экологической грамотности и природоохранных компетенций в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения ФГОС нового поколения.
Предмет исследования
Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как инструмент становления экологической грамотности и природоохранных компетенций.
Слайд 8Гипотеза
Если в учебно-воспитательном процессе начальной школы обеспечить системное использование методов
организации проектно-исследовательской деятельности, способствующей формированию природоохранных компетенций и экологической грамотности, то в каждом школьнике сформируется гуманная, социально – активная, творческая личность, способная понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.
Слайд 9Планируемые результаты
Обучающие
повышение уровня знаний учащихся относительно природы родного края;
расширение
кругозора учащихся через использование дополнительных источников информации;
Развивающие
формирование положительной мотивации к процессу познания окружающего мира;
формирование умения самостоятельной учебной деятельности;
формирование навыков проектно-исследовательской деятельности;
Слайд 10Планируемые результаты
Воспитывающие
воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности;
повышение интереса у учащихся
к изучению природы родного края в процессе исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности;
выработка неравнодушного отношения к охране и защите природы родного края;
формирование умения и привычки работать самостоятельно, опираясь на помощь книжных и мультимедийных источников информации;
формирование у обучающихся толерантного отношения друг к другу и к окружающим людям;
Слайд 11 Обоснование проекта:
Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными
и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.
Слайд 12Новизна проекта
Проектно-исследовательской деятельность играет важную роль в формировании экологической культуры учащихся.
Учащимся предоставляется возможность для соединения экологических знаний с практическим опытом взаимодействия с природой, учителю - организовать активную познавательную деятельность в целях приобщения учащихся к решению экологических проблем и бережному отношению к природе, в т.ч. своего края.
Слайд 13Тип проекта
по доминирующей деятельности – практико-ориентированный;
по форме – групповой;
по продолжительности –
краткосрочный.
Сроки реализации проекта
2010 – 2011 уч. г.
Слайд 14Теоретико-методологическая основа проекта
Нормативно-правовой и документальной основой проекта являются
Закон «Об образовании»
(Национальный образовательный проект),
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения (Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования),
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Слайд 15Этапы и сроки реализации проекта
1. Подготовительный
(сентябрь–октябрь 2010 г.)
2. Внедренческий
(ноябрь–
апрель 2010 г.)
3. Аналитический
(апрель – май 2010 год)
Слайд 19Направления деятельности школьников по изучению и сохранению природной среды
организационные и познавательные
мероприятия;
проектно – исследовательская деятельность;
практическая и просветительная работа;
экскурсионная деятельность;
благотворительные акции;
работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории
познавательно-развлекательные мероприятия;
укрепление здоровья;
Слайд 20Реализация проекта
Пути формирования познавательной мотивации младших школьников на занятиях
создание
ситуации успеха
использование
современных
образовательных
технологии
(в т. ч. проектной,
ИКТ)
выбор
конкретной
нетрадиционной
формы занятия
(деятельностный
подход, игровые
технологии)
Слайд 21Основные образовательные технологии
ООТ
Дифференци-
рованное
обучение
ИКТ
Проблемное
обучение
Проектные
Здоровье-
сберегающие
Интерактивные
Слайд 22Практическая реализация проекта
ВСЕМИРНЫЕ ДНИ НАБЛЮДЕНИЙ ПТИЦ
КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬЕОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ
Слайд 24Практическая реализация проекта
С любовью к природе
Слайд 25Практическая реализация проекта
Областная
выставка-конкурс
декоративно-прикладного
творчества
Слайд 29Насколько хорошо я знаю родную природу
Слайд 30Как изменилось мое отношение к родному краю
Слайд 31Мое отношение к охране природы родного края
в середине
проекта
Слайд 32Вывод
Гипотеза подтвердилась. Системное использование методов организации проектно-исследовательской деятельности позволило сформировать природоохранные
компетенции. Ученики овладели системой знаний о природе, экологических проблемах своего региона. В этом им помогли не только знания, полученные на уроках, но и результаты собственных исследований, изучение дополнительных источников информации.
Слайд 34Информационные ресурсы
ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта
http://standart.edu.ru/
Шелковникова Ю.Н.
Роль модульной технологии в экологическом образовании. Воспитание и обучение, 2008г, №4.
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
Экологическое воспитание младших школьников. Реферат
http://www.neuch.ru/referat/41724.html
Мулькова С.А. Современные подходы к стилям педагогического общения – Герценовские чтения
http://www.math.spbu.ru/user/gran/herz2010.pdf