Слайд 1Формирование читательской компетентности младших школьников
Автор: учитель начальных классов
МКОУ «Новоеловская СОШ»
Пестрецова
Татьяна Александровна
Слайд 2 Читать — это еще ничего не значит; что читать и как
понимать читаемое — вот в чем главное дело.
Ушинский К. Д.
Слайд 3 Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон:
смысловой и технической.
Смысловая:
• понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
• способ чтения,
• темп чтения,
• правильность чтения,
• выразительность.
Слайд 4 В зависимости от цели чтения использую разные виды чтения:
ознакомительное,
поисковое или просмотровое,
изучающее и вдумчивое.
Слайд 5Ознакомительное чтение – при извлечении ключевой информации или выделении главного содержания
текста.
Поисковое или просмотровое чтение - при нахождении конкретной информации, конкретного факта.
Слайд 6Изучающее чтение – при необходимисти извлечь полную информацию с последующей интерпритацией
содержания текста.
Например,
при сравнении двух произведений;
при сопоставлении иллюстрированного материала с текстовой информацией;
при переводе информации в более краткую запись.
Слайд 7Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) - наиболее востребованный вид чтения использую для
• предвосхищения
содержания текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
• понимания основной мысли текста, прогнозирования содержания по ходу чтения;
• анализа изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения, а также эмоционального состояния героев.
Слайд 10На своих уроках развиваю память, логическое мышление, внимание, мотивацию, так как
эти психологические составляющие смыслового чтения важны для понимания текста . Сотрудничаю со школьным психологом. Например, после диагностики видов памяти ежедневно хотя бы на одном уроке включаю задания на развитие памяти:
Слайд 11зрительные диктанты на уроках русского языка;
письмо по памяти предложений, терминов или
группы слов;
разучивание скороговорок.
Для развития внимания чаще использую игру «Что изменилось», так как можно использовать и картинки, и предметы, и слова, и цифры. Также во время речевой разминки необходимо быть сосредоточенным и внимательным.
Слайд 12Для повышения мотивации на уроках чтения использую тренинги:
Текст с картинками;
Найди меня;
Фотоглаз;
Чтение
наоборот;
Поймай текст;
Текст с наложением;
Сплошной текст;
Шторка;
Вверх ногами;
Слайд 13Чтение с решёткой;
Чтение половинками слов;
Установи порядок слов;
Чтение разновеликими буквами.
Слайд 14Предлагаю школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание
учебников и тетрадей по УМК «Гармония» требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.
Слайд 15На уроках и во внеурочной деятельности выполняем различные виды работ над
текстом:
Чтение по ролям;
Игра «Радиотеатр» (работа над выразительностью речи и как средство , которое помогает озвучить смысл) ;
Нахождение и выразительное прочтение отрывка по данному предложению или иллюстрации;
Иллюстрирование текста или эпизода;
Слайд 16Составление картинного плана;
Выборочное чтение;
Восстановление деформированного текста;
Создание диафильмов, афиш;
Прослеживание динамики эмоционального ряда
героев (В.К.Железников «Три ветки мимозы»);
Заполнение таблиц, в том числе сравнительных.
Слайд 29Установи последовательность событий.
Слайд 30.
Пользуясь текстом рассказа «Зайцы» Л.Н.Толстого, заполни таблицы.
Слайд 31.
Рабочий лист по чтению 28.03 ____________________________________
1.Зачеркни по буквам фамилию автора рассказа
«На горке».
Прочитай получившиеся слова.
Найди на с.26 в учебнике характеристику этого персонажа. Прочитай.
Напиши одно самое главное слово ( какой он?) ______________________________
2.Пронумируй картинки по порядку. Какой картинки не хватает? НАРИСУЙ.
3.Выполни задания 1 и 2 в РТ на с.46 – 47.
4.Отметь слова, которые характеризуют детей
Слайд 32.
Рабочий лист по чтению 26.03 ________________________
1.В каком порядке персонажи встретились с
жадным Псом? Пронумеруй.
2.Какое качество проявил пёс в этой истории? ______________________________
3.Озаглавь стихотворение. _______________________________________________
4.Соедини слово с его значением.
Слайд 33.
5.Назови картинки в том порядке, в котором шёл обмен в сказке.
6.
Выполни задания на внимательность в РТ на с.45.
7. отгадай загадку.
Нет колёс у меня – Я свищу без свистка.
Я крылата и легка. На лету, на лету, на лету – у ,
Громче всех постовых Всю Москву замету – у. _______________
Дополнительные баллы за полные правильные ответы: ___________________________________________________
Слайд 34 Организую работу с текстом на уроках по окружающему миру:
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦ С
ОПОРОЙ НА ТЕКСТ (ЗНАКОМЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ);
ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКОВ И АППЛИКАЦИЙ В СООТВЕДСТВИИ С ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИЕЙ.
Слайд 42Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют
расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.