Слайд 1
Педагогический проект на тему:
«Этнокультурное образование и воспитание младших школьников на основе
русской культуры».
Слайд 2Участники:
обучающиеся 4 «Б» класса
Автор:
Стрельцова Светлана Анатольевна учитель начальных классов
МОУ
ООШ №3 город Моршанск
Учебные предметы: литературное чтение, окружающий мир.
Слайд 3Анализ педагогической ситуации
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря
интереса поколения друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведёт к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине.
Слайд 4Противоречия
между складывающейся идеологией потребления, снижением престижа уровня знаний, образованности и обществом,
которому нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности;
между усилением влияния средств массовой информации и приобщением младших школьников к чтению литературы;
между равнодушием, потерей интереса народа к своим традициям и необходимостью сохранения и передачи поколениям неповторимого наследия.
Слайд 5Выявление проблемы
Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков
владел русский народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из актуальных проблем современного обучения и воспитания.
Слайд 6Направление проекта
создание необходимых условий для приобщения детей к нашему русскому эпосу,
воспитание у них любви к Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любви к прекрасному, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;
активизация процесса обучения, мыслительной деятельности, формирование потребности к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию личности
Слайд 7 Цель проекта
Укрепление ценностно-смысловой
сферы личности, формирование
способности обучающихся сознательно
выстраивать
и оценивать отношение к себе,
другим людям, обществу, государству, миру в
целом на основе общепринятых моральных
норм и нравственных идеалов, ценностных
установок.
Слайд 8Задачи проекта
Образовательные: знакомство с утраченными традициями русского народа; народными праздниками и
играми. Формирование познавательных мотивов к овладению русским языком, как своим родным.
Воспитательные: воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа; пробуждение интереса к старинным русским обрядам; воспитание чувства гордости за свой народ и Родину.
Развивающие: развивать основные качества русского человека: патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, умение дружить; формирование художественно – эстетического вкуса; развитие творческих способностей каждого ребенка; интереса к истории, культуре и традициям русского народа.
Слайд 9Гипотеза
Знакомство с культурой и традициями русского народа будет способствовать
творческому развитию личности ребёнка и воспитанию у детей чувства патриотизма, интереса к предметам литературного чтения, окружающего мира.
Слайд 10Этапы реализации проекта
I этап: Информационно-подготовительный
II этап: Внедренческий
IIIэтап: Аналитический
Слайд 11Основные аспекты реализации проекта
Креативный аспект: способствует трансформации учебно-воспитательного процесса, когда дети
через творческую работу включаются в процесс жизнетворения и получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умения быть счастливым, ориентироваться в будущем, способными одолевать негативные стороны жизни волевыми усилиями.
Слайд 12Основные аспекты реализации проекта
Нравственный аспект: творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой
вредным пристрастиям. У детей возникают новые интересы, ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей, они отвлекаются от негативных соблазнов окружающего мира, их жизнь наполняется интересными делами.
Слайд 13Основные аспекты реализации проекта
Коммуникативный аспект: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных
взаимоотношений, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье
Срок реализации проекта: 1 год.
Слайд 14Прогнозируемые результаты
различать жанры устного народного творчества;
ориентироваться в различных видах источников информации;
уметь
эмоционально и аналитически воспринимать информацию;
уметь формулировать идейный смысл -устанавливать авторское отношение к полученной информации;
знать лучшие традиции этикета, основанные на здравом смысле, чувстве красоты, порядка;
способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
осознание себя гражданином России, верить в Россию.
Слайд 15Этнокультурный компонент представлен:
Литературное чтение Окружающий мир
Слайд 16Механизм достижения поставленных целей
Слайд 17«Починки» - праздник женского труда.
Слайд 18Праздник проводов зимы «Масленица»
Слайд 21Виды занятий применяемых в ходе реализации проекта.
Теоретическая часть:
беседа, рассказы,
убеждения учителя;
слушание;
решение проблем;
обсуждение прочитанной литературы;
исследование причин (обучение установлению причинно-следственных связей).
Слайд 22Виды занятий применяемых в ходе реализации проекта.
Практическая часть:
изготовление коллажа
на тему русской культуры (сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий);
ролевые игры;
рассказывание историй, сказок;
импровизированные сценки;
мини-лекция (используется для введения новой темы урока);
проведение праздников.
Слайд 23Виды занятий применяемых в ходе реализации проекта.
Экскурсии:
посещение краеведческого музея;
посещение
городской детской библиотеке;
посещение центра дополнительного образования.
Слайд 24Итоги работы над проектом.
В ходе работы над проектом
учащиеся подробно изучили разные жанры устного народного творчества, смогли оценить роль фольклора в жизни человека.
Выполнение данного вида работы способствует лучшему усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся и развитию интереса к культуре русского народа.
Слайд 25Повышение качества знаний
по предметам.
Слайд 26 Совершенствование образовательных навыков.
Слайд 27 Посещение объединений дополнительного образования.
Слайд 28В результате участия в проекте учащиеся овладели навыками:
находить нужную информацию с
использованием различных источников;
работать в группе над решением единой проблемы;
планировать и реализовывать проектную деятельность.
Учитель, выполняющий в данном случае роль арбитра, имел возможность оценить грамотность выполненного проекта, выявить насколько активно велась работа по созданию проекта каждой из групп.
Слайд 29Оценка рисков.
Для того чтобы традиционная культура не
прошла мимо мировосприятия ребёнка,
необходимо участие родителей, так как в
формировании нравственных качеств личности
семья обладает несомненными
преимуществами перед общественными
институтами воспитания. Именно в семье дети
учатся разделять радости и горести других
людей, что представляет собой одну из
величайших ценностей жизни.
Слайд 30Полученные результаты.
Расширение знаний в различных видах
деятельности, в том числе и коммуникативной.
Активный интерес обучающихся к приобретенным знаниям, полученным ими в совместной творческой работе. Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, человека-патриота, носителя традиции своего народа, формирование здорового образа жизни. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки. Развитие способностей представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий. Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков. Развитие речи и обогащение словаря. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка. Повышение профессиональной компетентности учителя.
Слайд 31Информационные ресурсы.
Соловьёв В. Русская культура. Москва, «Белый город», 2004.
Русские пословицы и
поговорки. Москва,
«Художественная литература», 1990.
Круглов Ю. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Москва, Просвещение, 1990.
Кремнёв В. Ф. Загадки//Начальная школа. 2009.№7.
Черногрудова Е. П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках// Начальная школа. 2009. №1.
Афанасьева А. Б. Освоение детьми народной культуры в семье: история и современность// Начальная школа. 2009. №7.
Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников// Начальная школа. 2009. №1.
Юсупова Х.Г. Семья как важнейший социальный институт// Начальная школа. 2009. №7.