Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Шатовский детский сад»
Проект
в подготовительной к школе
группе
«Этикет с малых лет».
Подготовили
воспитатель 1 кв. категории
Исаева М.В.
и воспитатель
Рыбакина С.А.
Слайд 2Цель проекта: формирование у детей культуры поведения за столом.
Задачи:
— формирование
навыка культуры поведения за столом в соответствии с правилами: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать , есть аккуратно и бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой. вилкой, ножом), салфеткой; выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить;
— развитие потребности в эстетическом оформлении ритуала принятия пищи;
— воспитание желания соответствовать эталонам красоты внешнего вида, уважения к окружающим.
Вид проекта: краткосрочный
Сроки проведения: с 1.09.16 по 30.09.16г.
Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Ожидаемые результаты: по окончанию проекта дети научатся различным вариантам сервировки стола (согласно меню детского сада и мероприятиям ДОУ); пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знать, что чем едят, уметь это делать; овладеть основами дизайна праздничного стола; научится складывать тканевые салфетки разнообразными способами, культуре внешнего вида за столом, умению обратиться с просьбой.
Слайд 3Актуальность:
Манерам за столом всегда придавалось большое значение. Нельзя говорить о высоком
культурном уровне человека, если он некрасиво, неаккуратно ест и не умеет пользоваться столовыми приборами. Ведь правила столового этикета проверены столетиями, чтобы поведение всех присутствующих за столом было гармоничным и рациональным. Этикет за столом описывает правила и нормы поведения в обществе, независимо от пола и возраста для каждого человека. Поэтому, даже детям уже с самого раннего возраста следует знать, как правильно вести себя во время приема пищи. Причем правила и нормы поведения следует прививать ребенку, не только когда посещают или принимают гостей, а и в повседневной жизни. Ведь расти культурным человеком очень важно для каждого ребенка.
Этапы овладения детьми правилами этикета:
1. Знакомство с правилами этикета за столом, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).
2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)
3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией
Подготовительный этап :
Центр этикета в группе :
А) предметы необходимые для сервировки и украшения стола:
- сервиз (предметы посуды-розетки, вазочки, чайник, поднос, ложечки, чайные пары и т.д.);
- салфетницы - разной формы и цвета;
- комплект скатертей (различной формы и цвета);
- комплект салфеток: бумажных и тканевых (разного цвета);
- красивые переднички, кокошники, ленточки;
- природный искусственный материал для составления композиций букетов.
Слайд 5Б) набор дидактического материала:
- схемы складывания салфеток;
- схемы сервировки стола;
- иллюстрации
и фотографии композиций из цветов для украшения стола;
- д/игры и д/упражнения по столовому этикету;
- картинки-путаницы «Что неправильно» (на темы столового этикета).
В) работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).
Слайд 6Основной этап:
Серия этических занятий по формированию навыков столового этикета у детей
старшего дошкольного возраста была разработана по следующей тематике:
«Встреча со страной хороших манер».
«Поведение за столом».
«Поведение за столом» (продолжение предыдущего занятия).
Слайд 7«Ее острейшее величество» (история вилки).
«Украшение праздничного стола» (история салфетки).
«Накроем стол к
чаю с конфетами».
Слайд 8Цикл этических бесед включал в себя беседы на следующие темы:
«Правильно ли поступил
Буратино» (т. «Поведение за столом»).
«Что видел Буратино» (т. «Посуда и столовые приборы»).
«Мальвина приходит на помощь» (т. «Как правильно и красиво накрыть стол»).
«Традиции и обычаи чаепития в России» (т. «Чайный этикет»).
«Чаепитие друзей» (т. «Особенности чайного этикета»).
Слайд 9Сервировка стола.
Моя помощница- салфетка.
Слайд 10
Заключительный этап:
викторина «Знатоки этикета».
Тематика упражнений:
«За столом я ем с помощью
ложки, вилки и ножа».
«Съедим кусочек хлеба».
«Сервировка стола».
«Моя помощница- салфетка».
«Вкусный суп придает нам силы».
«Все за стол».
Результаты нашей работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений. Также они могут быть предложены родителям в качестве рекомендаций для проведения соответствующей работы в семье по формированию у детей старшего дошкольного навыков столового этикета.
Слайд 11Результаты проекта:
- дети овладели умениями правильно пользоваться столовыми приборами;
- дети освоили
правила сервировки стола;
- дети овладели умением пользоваться полотняной и бумажной салфеткой;
- дети научились соблюдать правила столового этикета;
- дети овладели правилами культуры еды.