Слайд 1Презентация
по теме самообразования
«Экологическое воспитание дошкольников
через ознакомление
с природой
родного края»
Подготовил воспитатель
Влезько Г.А.,
I квалификационная категория
г. Суджа
Слайд 2«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к
природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Слайд 3В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое
воспитание является одной из актуальных проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди.
От них будет зависеть ее судьба.
Каждый когда-то был ребёнком.
Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений.
Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Слайд 4
Мир природы удивителен и прекрасен.
Но далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Слайд 5Целью экологического воспитания
в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения
к природе, воспитание защитников природы, овладение экологическими знаниями, воспитание желания быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски,
а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Слайд 6 Работая по теме самообразования,
я ставила перед собой следующие задачи:
- Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
- Воспитывать этические и эстетические чувства.
- Развивать эмоции средствами природы.
- Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста.
Слайд 7 В своей работе я использовала
такие пути реализации:
- Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
- Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
- Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
- Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
- Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Слайд 8 Предполагаемый результат моей работы:
обогащение представлений детей о
ценности природы и правилах поведения в ней (через практическую общественную деятельность);
расширение кругозора детей на основе знакомства с природой родного края (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия);
развитие у детей эмоционально-чувственной сферы, желания помогать природе, сопереживать ее бедам (через восприятие положительной и отрицательной человеческой деятельности);
переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
Слайд 9Дата начала работы над темой:
сентябрь 2016 года
Дата окончания работы
над темой:
май 2018 года
Основные направления моей работы –
это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми
и родителями.
Слайд 10 Перспективный план моей работы
по теме самообразования
1. Изучение методической и психолого – педагогической литературы по теме самообразования.
2. Составление перспективного плана работы с детьми по экологическому воспитанию.
3. Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры: составление НОД с использованием ИКТ, развлечений по экологическому воспитанию, консультаций для родителей.
4. Консультация для педагогов: «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников».
5. Разработка проекта с детьми на тему «Мир вокруг нас».
6. Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания дошкольников.
Слайд 11 Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала,
пространства и материалов.
Работая над развитием предметной среды, я стремилась сделать её максимально насыщенной, функциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям, в группе оформлена выставка книг, которая знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое.
Слайд 12Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность.
Для
этого оформлен уголок с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
Слайд 13При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Особое место
занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, земли, растений, об их изменениях). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Слайд 14 Большую помощь в работе по экологии нам оказывают книги. Это
сказки В.Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамина – Сибиряка, рассказы Н. Чарушина, Е. Пермяка, а также Г. Скребицкого.
Помогает в работе демонстрационный материал С. Н. Вохринцевой, Л. Б. Фесюковой, Н. Н. Кондратьевой, конспекты О. А. Воронкевич и других авторов.
Слайд 15 Для повышения качества своей работы, использую здоровьесберегающие технологии. Их целью
является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада, решением его основных задач.
Слайд 16Большую помощь в работе оказывают информационно-коммуникативные технологии.
Через мультимедийные презентации ярче проходят
игры – путешествия, игры – викторины. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной и мыслительной активности детей.
Слайд 17 Также в своей работе активно использую технологии проектной деятельности.
Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Реализуя проект, провела конкурсы детских рисунков и поделок «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка - зима», «Тает снежок, ожил лужок», «Лучшая поделка из природного материала».
Дети принимали активное участие в следующих видах деятельности:
НОД по теме: "Природа нашего края"; «Сбережем природу вместе», «Что расскажет Красная книга» и др.
Акции «Кормушка для пичужки», «Мусор земле не к лицу», «Посади дерево или цветок».
Весенняя Неделя Добра «Всемирный день Земли».
Синичкин день (День встречи зимующих птиц).
Экологическая игра «Загадки природы».
Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу».
Проект «Мир природы вокруг нас».
Слайд 18 Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая
это, стараюсь включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только, опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (выставкам, природоохранным акциям, развлечениям, совместным проектам). Кроме того, такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Слайд 19 В работе с родителями
придерживалась
следующего плана:
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
Изготовление фотоальбома.«Природа и дети».
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
Проведение совместных экологических экскурсий.
Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
Слайд 20
В своей работе я использую интернет-ресурсы. Также, имея достаточное
количество методических разработок, я делюсь ими с коллегами на своей странице сайта МААМ.RU. Электронное портфолио, методическая разработка «Прогулка в зимний лес» и ее самоанализ отмечены свидетельствами о публикации.
Слайд 21 Можно с уверенностью
сказать,
что в результате проделанной работы:
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям живой и неживой природы;
сформированы начала экологической культуры детей;
дети получили практические знания и навыки по охране природы;
развиты речевые функции по изученным темам;
приобретено умение экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Слайд 22 Выводы, которые я сделала для себя,
работая по
выбранной теме:
Работа по данному направлению формирует у детей уважительное отношение к природе, способствует усвоению конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, прививает им экологические навыки и уважительное отношение ко всему живому.
Залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников является системный и творческий подход к решению поставленных задач.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия обеспечивают единство и непрерывность педагогического процесса, вносят в него необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Слайд 23Психолого – педагогическая и методическая литература,
которую я использовала, работая по
теме самообразования:
Комарова И.Л. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников». М–2013 г.
Лыкова И.А. «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду». М–2014 г.
Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду». М–2015 г.
Маханева М.Д. «Экология в детском саду и начальной школе». В–2009 г.
Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». М–2002 г.
Николаева С.Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома». М–2013 г.
Николаева С.Н., Пахомова Т.В., Архипова Л.С. «Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников». М–2007г.
Рыжова Н.А. «Экологический проект для детских садов и начальной школы». М–2016 г.
Соломенникова О.В. «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет». М–2014 г.