Слайд 1Экологический проект
«Что такое осень?»
Автор:
Асланова З. Ш.
МКДОУ «Радость»
с. Джульджаг 2014г.
Слайд 2Тип проекта: экологический.
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации: средней продолжительности
сентябрь-ноябрь2014г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Предмет исследования: время года осень.
Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Слайд 3Мотив:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий
холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свой листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.
Слайд 4Актуальность
«Любовь к Родине начинается с любви
к природе».
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Изучать природные объекты лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Слайд 8.
Интеграция образовательных областей:
Слайд 9Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок природы в группе,
природное окружение на участке детского
сада, в лесу.
Методический инструментарий:
Магнитофон, компьютер, телефон, проектор, доска,
канцелярские принадлежности, посуда для экспериментов, колбы, горшочки,
баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов,
индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный
инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь.
Наглядный материал:
Осенние листья, осенние букеты живые, на иллюстрациях,
сделанные из разных материалов, натуральные овощи и фрукты и муляжи;
настольно – печатные игры; дидактические игры по экологии;
алгоритмы с правилами поведения в природе; оснащение природным и бросовым материалом; картинки по теме «Осень»;
иллюстрации «Подготовка диких животных к зиме»;
плакат с изображением осеннего сезона;
презентация «Что такое осень».
Слайд 10Содержание практической
деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно – подготовительный.
- выявление
уровня развития по данному разделу с помощью вводной презентации, опросов, бесед;
- составление списка информационных источников: справочников, энциклопедий, художественной литературы;
подготовка необходимых печатных материалов: буклетов (информирование родителей об участии детей в проекте,
вовлечение детей в проект);
- подборка закладок для необходимых Интернет – ресурсов, сохранение ссылок;
- определение времени для работы над проектом;
- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.
Слайд 11На подготовительном этапе работы необходимо:
определить формы и методы исследования; провести
предварительную работу
с педагогами МКДОУ, родителями и детьми; выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.
В ходе реализации проекта предполагается использование следующих
форм и методов работы:
самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение; уход за цветами;
экспериментирование; трудовая деятельность детей.
Предварительная работа с педагогами:
проведение семинара для педагогов МКДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта.
Предварительная работа с родителями:
Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание.
Провести беседу с детьми об осени, сделать гербарий из листьев и цветов, собрать природный материал и сделать из него поделки.
Провести вечер досуга «Осенние посиделки».
Предварительная работа с детьми:
Проведение беседы на тему «Что мы знаем об осени?».
Чем полезны овощи и фрукты?
Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
Подготовка личных папок детей: «Какой я вижу осень?» для фиксации результатов исследований.
Слайд 122 этап. Практический.
Перспективное планирование
Задачи
Содержание
Физическое
развитие
-совершенствовать
технику основных
видов движений и спортивных упражнений
- обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать.
-формировать умения самостоятельно организовывать
подвижные игры.
1. Утренняя разминка комплекс «Репка»,
«Морковь».
2. Физическое развитие: идём
по кочкам, широкая речка,
ОРУ с листочками.
3. Вечер досуга на тему: «Грибная осень»
4. Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Каша»,
«Птички»,
«Осень», «Грибы».
5. Гимнастика после сна «Огород», «Дождик».
Слайд 15Речевое развитие
1. Рассказы воспитателя
об осени, грибах,
овощах и фруктах.
2.
Загадывание загадок
про овощи, грибы и фрукты.
3. Составление описательных рассказов об овощах,
грибах и фруктах.
4. Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы
5. Дидактические игры
«Какое это растение?»,
«Узнаю деревце», «Сравни»,«Посмотри и расскажи», «Все вокруг рассматриваем - о поздней осени рассказываем» , «Почему так называют осень?» , «Щедрая осень».
- учить определять время года по природным явлениям,
дать обобщённое понятие о системе приспособительных особенностей растений и животных к сезонным изменениям природы.
развивать речь-доказательство.
формировать желание делать совместные поделки из природного материала.
- развивать любознательность и желание самим методом исследовательских действий найти ответы на интересующие их вопросы.
Слайд 16
Формирование
понимания того,
что из книг можно
узнать много
интересного,
приобщать
детей
к рассматриванию иллюстраций
в книге,
приучать детей
задавать вопросы,
отвечать на вопрос
Чтение народных песенок, сказок, «Вершки и корешки», чтение и заучивание
стихов об осени.
Чтение произведений
русских поэтов об осени Пушкина, Бальмонта,
Ю.Тувим «Овощи».
А. А. Форощук Н. Е.
Форощук Н. Е. «Растения осенью»,
«Птицы
осенью»,«Звери осенью»,
«Домашние животные осенью», «Труд людей осенью»
Художник – Осень. Г. Скребицкий, Ушинский «Четыре желания».
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Слайд 17Художест-
венно - эстетическое
развитие
Рисование: «Золотая осень»,
«В саду созрели яблоки», «Ветка рябины»,
«Идет дождь», «Дары осени».
Лепка: «Фрукты», «За грибами в лес осенний», «Овощи».
Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов»,
Конструирование: «Грибок»
(из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).
Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.
Слайд 18
Слушание:
П. И. Чайковский
"Времена года".
Разучивание песен,
стихов об осени.
Инсценирование
песни А.Филиппенко
«Урожай собирай»
Слайд 19
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин»,
«Магазин цветов».
Дидактические игры:
«Жизнь в семенах»,
«Грибная
полянка»,
«Зимние запасы»,
«Времена года»,
«Узнай по описанию», «Чудесный мешочек",
«Что растёт на грядке?»,
Игра – импровизация
по сказке «Репка».
НОД «Что нам осень принесла».
Игра «Овощи и фрукты».
Игра«Овощи на грядке»
Социально –
коммуни-
кативное
развитие
Слайд 20
-предложить родителям составление гербария
из осенних листьев,
подобрать иллюстраций, открытки, фото,
загадки,
поговорки
об осени, организовать выставку поделок из природного материала.
-рассказать ребенку об
осени, о том, какие
изменения происходят
в природе
Слайд 22.
3 этап. Заключительный.
-размещение информации о проекте
и его
результатах;
-выражение благодарности всем, кто помогал
в проведении проекта;
-представление презентации проекта на
педагогическом совете в детском саду;
-распространение детьми опыта среди
дошкольников младшего возраста;
-награждение участников конкурса чтецов
на лучшее стихотворение об осени.
- поощрение участников выставки
«Разноцветная осень»
-подведение итогов проекта.
Слайд 23.
Отчет о проекте «А что такое осень»
Осенью в старшей группе компенсирующей
направленности был реализован проект, который называется «А что такое осень? ».
Во время работы над проектом мы наблюдали за явлениями происходящими в природе осенью: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня, давали им объяснения, обобщали материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Наблюдали за птицами и насекомыми, углубляя знания детей о том, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище.
Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает, некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы- насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами.
Наблюдали за растениями и цветами, что с ними происходит осенью, собирая семена однолетних цветов.
Осень создает благоприятные условия для наблюдений за трудом взрослых, воспитания у дошкольников желания помогать. Дети, с огромным удовольствием играя, выполняют трудовые поручения по сбору листьев. Они могут горы свернуть, если им это будет интересно. Мы разучивали стихи посвященные осени, и провели в группе конкурс чтецов.
Слайд 24.
Осень это пора овощей и фруктов, поэтому мы
рассматривали и пробовали их на вкус, закрепляли названия фруктов и овощей с помощью дидактических игр. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Составляли рассказы с помощью мнемотехники.
Ребятам очень нравилось выражать свое отношение к осени посредством лепки, рисования, конструирования, составлением икебан. В группе устраивали выставки работ детей.
Выставка поделок "Дары осени "проходила как итоговое мероприятие, в котором приняли участие с удовольствием почти все дети, совместно с родителями. Все поделки были выполнены с душой и огромной фантазией.
Использование природного материала и подручных средств сделало поделки особенно интересными и необычными. Огромное спасибо всем нашим родителям, за оказываемую помощь и поддержку во всех наших начинаниях и задумках.
Заключительным моментом стал музыкальный праздник «Золотая осень»,
к которому дети разучивали песни, танцы, стихи.
Я считаю что в данном проекте мы добились поставленной цели и выполнили все задачи. Дети стали больше обращать внимание на окружающую природу, видеть ее красоту.
Слайд 25Социализация
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин»
«Садоводы-огородники»
«Семья – заготовки на зиму»
Дидактические игры:
«Что растет в
лесу осенью?»
«Созрело – не созрело»
«С какого дерева листок»
«Чудесный мешочек»
Игры-драматизации:
«Под грибом», «Мешок яблок» (В. Сутеев)
«Колосок» (Е. Благинина)
Цель: научить выражать просьбу одним – двумя словами «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы
Слайд 26Безопасность
Развивающие беседы с детьми
«О вреде и опасности ядовитых растений,
ягод и грибов»
«О правильном поведении на природе»
«О бережном отношении к растениям, животным, насекомым, птицам»
Цель: развитие любознательности; обогащение знаний детей о съедобных и ядовитых растениях, ягодах и грибах и умение находить сходства и различия
Слайд 27Коммуникация, развитие речи
Рассматривание сюжетных картин
«Путешествие с осенним листочком»
«Опавшие листья» (И. Бродский)
«Осенний
день» (И.Левитан)
«Прогулка в лесу» (И. Бродский)
«Осенний парк» (И. Бродский)
Творческое рассказывание детей
«Мы гуляли на участке»
«Птицы нашего края»
Беседы
«Об осени»
«Перелетные птицы»
«В лес за грибами и ягодами»
«Дары осени»
«Природные явления»
«Золотая осень» (И. Левитан)
Цель: расширение и обогащение знаний детей об осенних изменениях в живой и неживой природе; развитие умения составлять описательные рассказы по моделям осени.
Слайд 28Познание
Наблюдение за листопадом
Цель:
углубить знания детей о деревьях;
учить устанавливать связи
между условиями жизни и средой обитания;
развивать доказательную речь; подметание листьев с дорожек
Слайд 29Развивающая среда
Открытки : растения луга осенью
Альбом для рассматривания «Золотая осень»
Настольно-печатные
игры
Д/игры
«В саду, на поле, в огороде»
«Плоды, листья»
«Где что растет?»
Опыты
«Почему цветы осенью вянут»
«Где теплее»
«Что есть в почве»
«Могут ли растения дышать»
Ведение дневника и журнала наблюдений
Цель: дать возможность детям самостоятельно наблюдать за изменениями в природе и заносить в журнал наблюдений
Слайд 30Художественно-творческая деятельность
Рисование
«Хмурый ветреный день»
«Золотая осень»
«Осеннее дерево»
«Летят перелетные птицы»
Аппликация
«На лесной полянке выросли
грибы»
«Дары осени»
«Что нам осень принесла»
Лепка
«Лукошко с ягодами и грибами»
«Овощи и фрукты – дары осени»
Ручной труд
Поделки из природного материала «Волшебное превращение»
«Кормушка для птиц»
Рисование:
«Корзина с грибами»
Цель: обобщить знания детей о внешнем виде грибов; умение изобразить различные формы и подбор, соответствующей осенней тематике, цветовой гаммы; умение составить краткое описание по рисунку
Слайд 31Культурно – досуговая деятельность
Конкур чтецов на лучшее стихотворение с об осени
Цель:
в игровой форме раскрыть достоинства осени, показать ее характерные черты; вспомнить пословицы, загадки и стихотворения об осени
«День рождения осенних именинников»
Праздник «Золотая осень»
Слайд 32Выставка детских рисунков
«Осень глазами ребенка»
Цель:
через рисунок показать, чем
осень отличается от других времен года;
отразить характерные черты.
Слайд 33Выставка совместных работ родителей и детей.
Конкурс поделок из природного материала
«Чудеса осени»
«Красавица
осень!»
Цель:
развить умение изготовить из природного материала различные поделки на заданную тему;
умение работать в команде.
Слайд 34Выставка работ детей.
Конкурс поделок из листьев
Цель:
развить умение
изготовить из листьев композиции на заданную тему;
умение работать в команде.
Слайд 35Результаты работы
В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление расширить
свой кругозор по данной теме, а также желание выявлять, чем же интересна осень.
В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками, у детей пополнился словарный запас; стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заниматься творчеством: сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к мире. Всё это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
Одной из важных составляющих данного проекта явилось художественно-эстетическое воспитание: дети познакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Дети научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Научились более умело передавать свои ощущения в своих рассказах и рисунках.