Презентация, доклад на тему Дворянский кодекс чести. Презентация по ОРКСЭ для 4 класса

В XIX веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию.

Слайд 1Дворянский кодекс чести

Дворянский кодекс чести

Слайд 2 В XIX веке в России встречались люди, поражающие

нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию.
В XIX веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью,

Слайд 3 Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей

отчетливой ориентацией на определённый идеал.
К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. их воспитывали в соответствии с существующими тогда нормами приличия, отшлифовывая личность соответственно нужному образцу. Воспитание индивидуальности тогда не приветствовалось.
Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей отчетливой ориентацией на определённый идеал.

Слайд 4
«Дворянское воспитание» – это не педагогическая система,

не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно, путем привычки и подражания: это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают.
«Дворянское воспитание» – это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод

Слайд 5Юный дворянин был обязан:
Быть честным, не лгать, не красть;
Быть

храбрым, отважным, решительным и выносливым;
Уметь терпеть боль, бороться со страхом и выдерживать любые испытания;
Умение скрывать от посторонних глаз мелкие досады и огорчения;
Быть образованным: знать историю, географию, математику, в совершенстве владеть несколькими языками (русским, английским, французским, немецким, знать латынь и древнегреческий); уметь красноречиво говорить, уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, танцевать, рисовать;
подавлять в себе эгоистические интересы;
быть сдержанным, не кричать, не плакать;
никого не оскорблять (даже прислугу) и не позволять, чтобы его оскорбляли;
знать, что демонстрировать свое горе, слабость или смятение – недостойно и неприлично.
быть опрятным, следить за внешним видом
Юный дворянин был обязан: Быть честным, не лгать, не красть; Быть храбрым, отважным, решительным и выносливым; Уметь

Слайд 6 Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что

высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств: «Кому много дано, с того много и спросится». Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал: быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким.
Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает

Слайд 7 Правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести

и было нравственным законом. Чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием. Показателен в этом отношении эпизод из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, когда Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну:
«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Дворянская честь считалась едва ли не главной сословной добродетелью. Согласно дворянской этике, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие.

В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, она была безусловно и безоговорочно важнее, чем выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.

Правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести и было нравственным законом. Чувство собственного

Слайд 8 Щепетильно оберегая свою честь, дворянин, конечно, учитывал чисто условные,

этикетные нормы поведения. Но главное все-таки в том, что он защищал свое человеческое достоинство. Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак между собой не связанных требований.
Щепетильно оберегая свою честь, дворянин, конечно, учитывал чисто условные, этикетные нормы поведения. Но главное все-таки

Слайд 9 Независимо от рода деятельности, храбрость считалась безусловным достоинством дворянина.

Но храбрость и выносливость, которые требовались от дворянина, были почти  невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. В Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений». Лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. Прибавим к этому подъем в 7 утра, прогулки в любую погоду и обычно простую пищу.

Отличались тренировки и закаливание тем, что физические упражнения и нагрузка должны были не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности. Иными словами, физические испытания как бы уравнивались с нравственными – в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.

Независимо от рода деятельности, храбрость считалась безусловным достоинством дворянина. Но храбрость и выносливость, которые требовались

Слайд 10 Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить

свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным.
Дворянская этика требовала уважения прав личности независимо от служебной иерархии. С малых лет воспитанное убеждение «не смеете оскорблять!» постоянно присутствовало в сознании дворянина, определяя его реакции и поступки.
Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное

Слайд 11
Для благовоспитанной девушки-дворянки было необходимо знание французского,

английского и немецкого языков, умение играть на фортепьяно, рукоделие, краткий курс Закона Божия, истории, географии и арифметики, а также кое-что по части истории французской литературы. Ходить по улице одним, без сопровождения воспитательницы и ливрейного лакея, не полагалось не только девочкам, но и взрослым барышням.
Девочек старались отучить от болтливости, излишней жестикуляции, суеверий и привить осторожность, сдержанность в выражениях, умение внимательно слушать и тихо говорить. Вместе с тем в светском обществе нужно было уметь вести и поддерживать беседу.

Хорошие манеры были обязательны: нарушение этикета, правил вежливости, внешнего почёта к старшим не допускалось и строго наказывалось. Дети и подростки никогда не опаздывали к завтраку и обеду, за столом сидели смирно, не смея громко разговаривать или отказываться от какого-нибудь блюда.

Для благовоспитанной девушки-дворянки было необходимо знание французского, английского и немецкого языков, умение играть

Слайд 12 Гувернантки строго следили за питанием воспитанниц и позволяли давать

не более пяти блюд, которые должны состоять из супа, пирожков к нему, жаркого, овощей и десерта. Все остальное считалось совершенно лишним. Пища должна быть проста, без пряностей и особенных подливок. Если воспитанница брала слишком большие порции, её стыдили за жадность; когда это не помогало, жаловались родителям. Время еды регулировалось: между каждым приёмом пищи должно было пройти около четырёх часов. В остальное время есть девушкам не позволяли.

Одним из обязательных компонентов воспитания было обучение девочек живописи и музыке. Дети высокопоставленных аристократических семей брали уроки не просто у хороших учителей, а непосредственно у композиторов, видных художников как у себя на Родине, так и за границей.

Гувернантки строго следили за питанием воспитанниц и позволяли давать не более пяти блюд, которые должны

Слайд 13 Девушке не позволялось заглядываться по верхам и бессмысленно перебегать

глазами с одного предмета на другой, толкать прохожих, спотыкаться или терять свою шляпу.
Прогулки зависели от погоды, и лишь англичанки готовы были совершать их при любых условиях. В плохую погоду физические упражнения делали в помещении или в специально оборудованной для этого комнате. Девушки ежедневно занимались гимнастикой, но их ограждали от излишнего рвения, ограничивая нагрузку, чтобы избежать травм.
Девушек учили верховой езде и плаванию, приглашая специальных учителей.
Девушке не позволялось заглядываться по верхам и бессмысленно перебегать глазами с одного предмета на другой,

Слайд 14 Вывозить в большой свет девушку начинали с 16–17 лет.

К этому времени она уже прекрасно умела не только танцевать, но и вести себя в специфической обстановке бала. Первый бал был первым официальным раутом, в котором девушка участвовала на правах взрослой, она должна была заявить о себе и начать завоевание положения в свете.
Вывозить в большой свет девушку начинали с 16–17 лет. К этому времени она уже прекрасно

Слайд 15Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ ЦО №29 города Тула ГОЛУБЕВА

СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ ЦО №29 города Тула ГОЛУБЕВА СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть