Слайд 1
Роль дополнительного образования в развитии личности ребёнка младШего школьного возраста
Слайд 2Сущность дополнительного образования
В настоящее время неотъемлемой частью непрерывного вариативного
образования является система дополнительного образования.
Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».
Система дополнительного образования является важным условием для развития личности ребёнка с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
Слайд 3преимущества дополнительного образования
1. Быстрое реагирование на изменение спроса в
образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.
2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования.
3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.
4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.
5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении.
6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка.
7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей и детей с ОВЗ
9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
10. Возможность развития дистанционной формы обучения.
Слайд 4Функции системы дополнительного образования
- образовательная (получение новых знаний);
- воспитательная
(приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров);
- развивающая (развитие познавательной сферы);
- функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка);
- функция социализации (освоение социального опыта);
- функция самореализации (самоопределение и саморазвитие);
- креативная (раскрытие творческих способностей);
- компенсационная (углубление и дополнение основного образования);
- профориентационная (предпрофессиональное самоопределение);
- рекреационная (организация досуга);
- интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).
Слайд 5принципы дополнительного образования
принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства,
внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;
принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса;
принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;
принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;
принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся ;
принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;
принцип творчества – развитие творческих способностей детей; ·
принцип системности – преемственность знаний;
принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Слайд 6
Дополнительное образование – это условие для личностного
роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности:
Слайд 7Формируемые ключевые компетентности
Слайд 9значение до
для младшего школьника
Развитие творческих способностей детей младшего
школьного возраста в системе дополнительного образования определяется психологическими возрастными особенностями, характерными для этого периода развития детей (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и т. д.), а также социальным положением, в которое поставлен ребенок.
Условиями развития творческих способностей детей младшего школьного возраста являются:
· раннее начало,
· обеспечение условиями для творчества,
· максимум напряжения сил,
· свобода выбора,
· помощь,
· добровольность,
· многогранность,
· самостоятельность.
Слайд 10значение до
для младшего школьника
Беседы и занимательные рассказы при
общении с детьми, детские утренники, игры способствуют развитию творческих способностей детей.
Незыблемыми правилами руководства творчеством детей являются: отсутствие запрета, навязывания своего мнения, доброжелательность.
Таким образом, с помощью дополнительного образования происходит активный процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, основанный на раннем начале, обеспечении условиями для творчества, максимальном напряжении сил, свободе выбора, помощи, добровольности, многогранности и самостоятельности.
Слайд 11виды дополнительного образования
Слайд 12 Во 2 «а» классе ГБОУ С(К)ОШИ V вида реализуется программа
кружка декоративно – прикладного творчества «Мир чудес».
На занятиях кружка создаются условия для самореализации личности, занятия строятся так, чтобы они способствовали:
- физическому развитие: развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- психическому развитию: формированию усидчивости, развитию внимания, учат самоконтролю, терпению, увеличению объёма памяти, воспитанию творческого отношения к окружающему миру, развитию воображения;
- развитию творческих способностей;
- расширению общего кругозора,
- приятному времяпрепровождению,
повышению самооценки.
В процессе занятий в кружке дети каждый раз стараются найти своё решение поставленной задачи, пытаются найти свои способы выражения, без навязывания стереотипов…
Слайд 14
ВЫВОД:
Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная
на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.