ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША»,
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Матейич Ю.В., воспитатель I кв. категории
Слайд 2
Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с
помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» очень актуально в работе с детьми с ОВЗ. Развитие логического мышления – длительный и сложный процесс. Формирование мышления теснейшим образом связано с развитием речи. Речь служит орудием интеллектуальной деятельности и выполняет познавательную функцию. В познавательной деятельности дошкольника особая роль принадлежит восприятию. Развитое восприятие, в свою очередь, является фундаментом мышления. Таким образом, три понятия: восприятие, мышление и речь, тесно связаны между собой и должны развиваться одновременно. Эффективным дидактическим материалом, дающим возможность формировать в комплексе восприятие, мышление а также и речь дошкольника, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.
Слайд 3Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно
использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.
Кроме логических блоков для работы используются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков – цвет, форма, размер и толщина. Цвет обозначен цветовым пятном – красным, синим, желтым; величина – силуэтом домика (большой, маленький); форма – соответственно контурами фигуры (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); толщина – условным изображением дерева (толстый, тонкий). Наряду с этими карточками также используются карточки, обозначающие отрицание свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Слайд 4 В процессе этих игр решаются задачи по развитию речи детей.
Расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, и на этой основе развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов и активизируется их использование в речи.
У детей развивается грамматический строй речи. Формируется представление о множестве, изменение имен существительных по числам. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с числительным, согласование с прилагательным. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов, правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Проводимые игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь.
Слайд 5 Развитию творческой активности детей способствует составление творческих рассказов: «Приключения
веселого Треугольника», «Приключения в веселом городе», «Жил-был Круг» и т.д. с использованием приема – «оживления» геометрических фигур и составления сюжета.
Таким образом, развитие логико-математических представлений неразрывно связано с обогащением словарного запаса и развитием словотворчества детей.
Слайд 6 Дидактическая игра " Сколько? "
Материал: логические блоки Дьенеша, пособие "Чудесные кольца"
Задачи: развивать
умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства, употреблять в речи пространственные наречия.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур на белом кольце?" "Сколько круглых блоков внизу, справа?" и т.д.
А также можно на каждый вопрос, давать правильный ответ и тоже получать фишки.
Слайд 7
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их
цвете, величине, толщине. Умение употреблять в речи пространственные наречия, делать выводы, обосновать свой ответ. Развивать память, внимание, мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша, пособие "Чудесные кольца"
Ход игры: Фигуры размещаются слева и справа в ряд, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур заменяется, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения и объяснить свой ответ.
Слайд 8Дидактическая игра «Весёлый хоровод»
Цель: Развивать умение классифицировать блоки по двум – трем признакам:
цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша. "Чудесные кольца"
Ход игры.
Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Слайд 9Игра - Сказка «В царстве блоков»
Материал: Блоки Дьенеша, "Чудесные кольца"
Задачи: Закреплять
признаки блоков, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети рассказывает сказку, и назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)