Слайд 1
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2 ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ методом корректурной пробы
"Сейчас мы
с тобой поиграем в такую
игру: я покажу тебе картинку, на
которой нарисовано много разных,
знакомых тебе предметов. Когда я
скажу слово "начинай", ты по
строчкам этого рисунка начнешь
искать и зачеркивать те предметы,
которые я назову. Искать и
зачеркивать названные предметы
необходимо до тех пор, пока я не
скажу слово "стоп". В это время ты
должен остановиться и показать мне
то изображение предмета, которое
ты увидел последним. После этого я
отмечу на твоем рисунке место, где
ты остановился, и снова скажу слово
"начинай". После этого ты
продолжишь делать то же самое, т.е.
искать и вычеркивать из рисунка
заданные предметы. Так будет
несколько раз, пока я не скажу слово
"конец". На этом выполнение
задания завершится".
Слайд 3Бланк корректурной пробы для детей
(тест Бурдона)
ОЦЕНКА ПРОДУКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ
ВНИМАНИЯ
Слайд 4Методика
Горбова-Шульте
«Красно-черная таблица»
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Слайд 5ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ
ИНСТРУКЦИЯ: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру
на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках".
Слайд 6Современные методы развития внимания
у детей в возрасте от 3 до
6/7 лет
Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше,
чем 15 минут в день.
Слайд 7К первому типу методик относятся всевозможные задания на нахождение сходства и
различий картинок, поиск парных изображений:
Слайд 9
Ко второй группе относятся задания на определение изменений, перестановок, произошедших на
картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось):
Слайд 10
Третий тип заданий: нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке:
эти задания
хороши тем, что с ними можно играть, раскрашивать, вырезать и т.д.
Слайд 11
Задания четвертого типа: всевозможные лабиринты. Детям 3-4 лет разрешается прослеживать путь
карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами
Слайд 12Задания пятого типа на нахождение нелепиц, несоответствий на картинках ("Что перепутал
художник?").
Слайд 13Методики изучения памяти дошкольников
Занятия по диагностике памяти желательно проводить с детьми
дошкольного возраста в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы дети не уставали.
Слайд 14Диагностика кратковременной памяти: запоминание картинок и предметов
Разложить перед ребенком на
столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек).
Дать 30 секунд, чтобы запомнить.
Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе.
Вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
Слайд 15
«Звери в невесомости»
Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную
ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей.
(на запоминание дается 3 минуты)
Слайд 16Диагностика кратковременной памяти дошкольников
Слайд 17Диагностика кратковременной памяти дошкольников
Слайд 18Диагностика кратковременной памяти дошкольников
Слайд 19Исследование долговременной памяти дошкольников
(в заданиях определяется также запас знаний ребенка,
его
эрудиция)
Слайд 20Исследование долговременной памяти дошкольников
Слайд 21Методы развития памяти дошкольников
Слайд 22Методы развития памяти дошкольников
Слайд 23Диагностика мышления детей от 3 до 6/7 лет
Исследования процессов обобщения и
абстрагирования:
тест «Классификация предметов»
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень.
Слайд 24Исследование аналитико-синтетической деятельности:
методика «Исключение слов»
Процедура проведения: ребенку предъявляются изображения
четырех предметов, три из которых можно назвать обобщающим словом, а 4-й предмет по отношению к ним окажется «лишним». Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора.
Слайд 25Оценка сформированности у ребенка логического мышления, умения объяснять смысловые ошибки, понимания
пространственно-временных и причинно-следственных отношений, возможность адекватной вербализации.
Слайд 26Выявление сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения
Для проведения
опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3‑6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события.
Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда ‑ вторую, третью..., а сюда последнюю».
Слайд 30Найди истинное и ложное утверждение:
В этой цепочке 5-я буква – о.
В
этой цепочке 3-я буква – л.
В этой цепочке 2-я и 4-я буквы разные.
В этой цепочке 1-я буква – согласная.
Комбинаторика
Соедини все фигурки в цепочку так, чтобы арбуз был пятым, а снеговик предпоследним
м
ь
л
о
Слайд 31Задачи на смекалку, догадку,
использование элементарной научной информации
Задачи на определение возраста;
Задачи
на отрицание;
Задачи на различие;
Задачи на сравнение;
Задачи на совмещение;
Задачи на причинно-следственные зависимости;
Задачи на соотнесение понятий и предметов;
Логико-поисковые задачи (Сколько человек тянули репку?)
Задачи-шутки ( Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?)
Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки.
Кого было больше: мальчиков или девочек?
Слайд 34Диагностика воображения дошкольников
Способность к творчеству,
то есть креативность может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом – преимущественно словесным при вербальной креативности
и образным (предметами или их изображениями) при образной креативности.
Слайд 35Определение уровня развития невербального воображения, способности создавать оригинальные образы: «Дорисовывание фигур»
(автор О.М. Дьяченко).
Материал: для каждого ребенка 10 листов бумаги (размером в половину печатного листа), на каждом из которых нарисована небольшая (примерно 1 х 2 см) фигурка неопределенной формы. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок. Во время одного обследования детям предлагаются один комплект (любой), состоящий из 10 фигурок, и простой карандаш.
Слайд 36Процедура проведения: Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом
существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
1) скорость процессов воображения;
2) необычность, оригинальность образов воображения;
3) богатство фантазии;
4) глубина и проработанность (детализированность) образов;
5) впечатлительность, эмоциональность образов.
Определение уровня развития речевого воображения: «Придумай рассказ» (автор Р.С. Немов )
Слайд 37Процедура проведения: ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей
и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут.
Определение уровня развития невербального воображения, способности создавать оригинальные образы: «Нарисуй что–нибудь»
(автор Т.Д. Марцинковская)
Слайд 39Кляксография
Материал: для каждого ребенка 1лист бумаги (размером А4), краски, кисточка.
Процедура проведения:
ребенку предлагается выбрать цвет краски. На лист бумаги в центр ставится клякса, лист складывается пополам, затем лист разворачивается и ребенку предлагается дорисовать полученную картинку, проявив свое воображение и фантазию.
Слайд 41Упражнения на развитие воображения детей
Упражнение №2
«Дорисуй линии и фигуры так, чтобы
получился волшебный лес со своими обитателями».
Упражнение №1
«Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь».
Слайд 42Упражнение №3
«Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих
друзей. Попробуй дорисовать».
Упражнение №4
«Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать. дорисовать».
Слайд 43Упражнение №5
«Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь
несколько кружков объединить в одну картину».
Упражнение №6
«Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки».
Слайд 44Создание образов по словесному описанию
Игра «Составление изображений объектов».
Игра «Угадай, что нарисовано».
Чтение
книг.
Слайд 45Создание образа целого по его части, детали
Упражнение «Составь фигуру из элементов».
Конструктор.
Игры-головоломки.
Слайд 46Игры-головоломки
Танграм
Колумбово яйцо
Вьетнамская
игра
Слайд 48Упражнение «Три краски»
Инструкция:
- Возьми три краски, по
твоему мнению наиболее подходящие друг другу, и заполни ими весь лист. На что похож рисунок? Придумай как можно больше названий к рисунку.
Закат
Занавес
Лес осенью
Слайд 50Сочинение загадок по алгоритму
1. Выбрать объект.
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив
на вопрос «На что похож объект?» (3 – 4 сравнения)
3. Заполнить правую часть таблицы «Чем отличается?»
4. Вставить слова-связки «как…», «…но не…».
5. Прочитать готовую загадку.
Слайд 51Приёмы работы со сказками
«Сказки наизнанку»
«Что потом?»
«Сказки с тремя концами»
Сочинение сказок
«Салат из
сказок»