Слайд 1Детское конструирование как средство развития
творческого потенциала дошкольника
Подготовила: Худякова Т.Н.
Слайд 2«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»
Ж. Пиаже
Слайд 3Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста
развивает способности ребёнка, его
творческие умения
оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка.
осуществляется физическое совершенствование ребёнка
эффективное средство эстетического воспитания
играет большую роль при подготовке к школе
конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
Слайд 4
Конструирование относится
к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного
продукта.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).
Слайд 5Конструирование используется
в образовательной деятельности
В сюжетно — ролевых играх
в формировании
элементарных математических представлений.
в дидактических играх
Слайд 6«…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым
разнообразным образом…». К.Д. Ушинcкий
Конструирование — это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
Слайд 7
Основными приемами обучения конструированию детей дошкольного возраста являются следующие:
Показ воспитателем приемов
изготовления конструкции или игрушки
Объяснение задачи с определением условий
Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы
Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции
Элементы анализа и контроля
необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал.
Слайд 8
Техническое конструирование
(конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей)
Слайд 9
Художественное конструирование
(конструирование из бумаги и конструирование из природного материала)
Слайд 10
Виды организации обучения конструированию
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона,
коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Слайд 11Конструирование по образцу
Разработано Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают
образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.
Слайд 12
Конструирование
по нерасчлененной модели
Разработано А.Н. Миреновой, и использованное в исследовании А.Р. Лурии,
заключается в следующем.
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала (рис. 2). Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Слайд 13
Конструирование по условиям.
Предложенное Н.Н. Поддьяковым,
принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в
следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
Слайд 14Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
было разработано С. Леона Лоренсо
и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам
Слайд 15Конструирование по замыслу
по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями
для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Слайд 16Конструирование по теме.
Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и
т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Слайд 17Условия
- наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики
вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала и др.);
- обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.
Слайд 18
Формы организации конструирования
Занятия;
Работа вне занятий (самостоятельная конструктивная деятельность детей);
Индивидуальная работа с
детьми и их родителями;
Кружковая работа.
Слайд 19 2 типа занятий:
Занятия по замыслу педагога;
Занятия на тему, предложенную ребенком.
3
формы организации занятий:
Комбинированное (состоит из нескольких частей, каждая имеет свою цель);
Комплексное (состоит из нескольких частей, связанных единой целью);
Интегрированное (одна и та же тема используется на разных занятиях)
Слайд 20
Структура занятия
Вводная часть, где используются такие приемы, как сюрпризный момент, чтение
стихов, все виды показов, рассматривание постройки, чертежа, схемы постройки, дидактических картинок, беседы с детьми, рассказ воспитателя;
Самостоятельная деятельность детей, где воспитатель использует дополнения, подсказки, уточнения, указания, можно предложить дополнить свою постройку;
Анализ детских построек.
Слайд 21
Работа вне занятий
(самостоятельная конструктивная деятельность детей)
Слайд 22
Индивидуальная работа с детьми
- дети, способные к конструктивной деятельности, посещающие
кружки. Им даем более сложные, более интересные задания;
- дети, не успевающие по каким-то причинам (ребенок медлительный, часто болеющий, часто пропускающий занятия).
Слайд 23Методы и приемы обучения детей конструированию
наблюдение натурального объекта,
показ и анализ образца,
объяснение
последовательности и способов выполнения постройки,
постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера.
анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.
Слайд 24Творческие способности
– это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. А в конструктивной деятельности они могут проявляться как ни в какой другой деятельности ребенка. Если их развивать и способствовать этому, то дети будут склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство детей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Слайд 25 Основные особенности
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей
(в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или
придавать ему законченный вид.
Слайд 26Вывод
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если
оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. А решить эти задачи мы с вами сможем только благодаря повседневной и кропотливой работе с детьми на занятиях и вне их.