Презентация, доклад на тему Дети с ОНР. Психические и речевые особенности.

Содержание

Общее недоразвитие речи (ОНР)Это нарушение формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Слайд 1Дети с ОНР
речевые и Психологические особенности

Подготовила:
Банман Ж.М.
Дети с ОНР речевые и Психологические особенности       Подготовила:Банман Ж.М.

Слайд 2Общее недоразвитие речи (ОНР)
Это нарушение формирования всех сторон речи при различных

сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Общее недоразвитие речи (ОНР)Это нарушение формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с

Слайд 3Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут

варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи

Слайд 4По клиническому составу детей с ОНР делят на 3 группы:

По клиническому составу детей с ОНР  делят на 3 группы:

Слайд 5  По степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

   По степени ОНР выделяют  4 уровня речевого развития:

Слайд 6ОНР 1 уровня
У детей полностью отсутствует речь, их словарный запас

состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

ОНР 1 уровня У детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики

Слайд 7ОнР 2 уровня
К «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные

слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

ОнР 2 уровняК «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно

Слайд 8ОНР 3 уровня
Появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако

присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в
присутствии близких
людей, которые вносят
пояснения в их речь.

ОНР 3 уровняПоявляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера.

Слайд 9ОНР 4 уровня
Наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети

имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму
ОНР 4 уровня Наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают

Слайд 10Причины возникновения ОНР
различные инфекции в период беременности;
ранний или, наоборот, поздний токсикоз

при беременности;
несовместимость резус-фактора и группы крови ребенка и матери;
родовая травма или патология во время родов;
различные заболевания ЦНС;
травмы головного мозга в первые годы жизни ребенка, осложнения после перенесенных заболеваний.
неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация.


Причины возникновения ОНР различные инфекции в период беременности;ранний или, наоборот, поздний токсикоз при беременности;несовместимость резус-фактора и группы

Слайд 11 Характеристика детей с ОНР
Несмотря на различные причины возникновения дефектов, у детей

с ОНР наблюдаются типичные проявления:
первые слова появляются ближе к 3-4 годам;
речь малопонятна, аграмматична, недостаточно фонетична;
ребенок способен понимает речь окружающих, но не может сам сформулировать свои мысли;
дети заметно отстают в физическом развитии, страдает мелкая моторика.
отставание в развитии словесно-логического мышления.
Характеристика детей с ОНР Несмотря на различные причины возникновения дефектов, у детей с ОНР наблюдаются типичные

Слайд 12Дети с ОНР 1 уровня
Фразовая речь не сформирована
-Использование в общении лепетных

слов, однословных предложений, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен.
-Словарный запас резко ограничен.
-Не развита импрессивная речь( дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий).
-Нарушена слоговая структура слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов.
-Нечеткая артикуляция, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения.
-Нарушен фонематический слух , для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

Дети с ОНР 1 уровняФразовая речь не сформирована-Использование в общении лепетных слов, однословных предложений, дополненными мимикой и

Слайд 13Дети с ОНР 2 уровня
В речи, наряду с лепетом и жестами,

появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов.
-Высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия.
-Отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу.
-Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д.
-Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков.
-Фонематическое восприятие отличается выраженной недостаточностью.
-К звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 2 уровняВ речи, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3

Слайд 14Дети с ОНР 3 уровня
пользуются развернутой фразовой речью, но в

речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных.
-Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений).
-Значительно увеличивается объем словарного запаса(дети употребляют в речи практически все части речи)
-Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений.
-Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях.
-В меньшей степени нарушены звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь

Слайд 15Дети с ОНР 4 уровня
дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении

и повторении слов со сложным слоговым составом.
-Имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.
-Словарь достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д.
-В самостоятельной речи испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Дети с ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым

Слайд 16Речевые зоны: Брока и Вернике
Говорю
Слышу и понимаю

Речевые зоны: Брока и ВерникеГоворюСлышу и понимаю

Слайд 17Зона Брока
Отвечает за воспроизведение речи.
Этот участок коры, управляет мышцами

лица, языка, глотки и челюстей. При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать, но понимают речь.
Зона Брока Отвечает за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляет мышцами лица, языка, глотки и челюстей. При

Слайд 18Зона Вернике
Отвечает за понимание информации. Основная его функция - преобразование звуков

речи в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.
Зона ВерникеОтвечает за понимание информации. Основная его функция - преобразование звуков речи в нейронные коды слов, которые

Слайд 19Психические особенности детей с ОНР

Психические особенности детей с ОНР

Слайд 20Внимание
Неустойчивость внимания; отвлекаемость.
Низкий уровень произвольности.
Трудностями в планировании действий.
Сложность понимания словесной

инструкции, в отличии от зрительной.
Неспособность самостоятельного нахождения способов и средств для решения поставленных задач.
Нестабильность и снижение темпа деятельности в процессе работы.
Трудности в распределении внимания между речью и практическим действием.
Присутствие ошибок внимания на протяжении всей работы, которые ребенок не в состоянии самостоятельно заметить и устранить.
Низкий уровень произвольного внимания у детей с ОНР приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
ВниманиеНеустойчивость внимания; отвлекаемость. Низкий уровень произвольности.Трудностями в планировании действий.Сложность понимания словесной инструкции, в отличии от зрительной. Неспособность

Слайд 21Память
Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы.
Уровень слуховой памяти снижается

с понижением уровня речевого развития.
Низкая продуктивность запоминания;
Невозможность запоминания сложные инструкций (Дети опускают некоторые элементы задания, меняют последовательность предложенных заданий);
Боязнь речевого общения с педагогом с целью уточнения инструкции.
Нарушения структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания. Однако, при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового и логического запоминания.
ПамятьОбъем зрительной памяти практически не отличается от нормы.Уровень слуховой памяти снижается с понижением уровня речевого развития. Низкая

Слайд 22Мышление
На процесс и результат мышления у детей с ОНР влияют не

только недостатки в знаниях, но наиболее часто нарушения их самоорганизации;
Трудности в овладениями мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Трудность в установлении причинно-следственных связей и явлений.
Недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности;
Отставание в развитии словесно - логического мышления;
У детей с ОНР наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к побочным ассоциациям.

МышлениеНа процесс и результат мышления у детей с ОНР влияют не только недостатки в знаниях, но наиболее

Слайд 23Воображение
Чем сложнее нарушения речи у детей, тем больше ограничиваются возможности ребенка

проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов, его воображение страдает;
Вследствие неточных и неполных представлений о предметах, недостаточного практического опыта у детей запаздывает формирование понятий, что не дает им возможности манипулировать ими, воссоздавать новые образы;
Изобразительная деятельность у детей с ОНР характеризуется бедностью содержания и быстрой истощаемостью воображения;

Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете.
ВоображениеЧем сложнее нарушения речи у детей, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в

Слайд 24Эмоционально-волевая сфера
Эмоциональная сфера детей с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью

психоэмоционального напряжения;
Не способность управлять своими эмоциями, отсутствие сопереживания к эмоциональному состоянию других людей.
Заниженная самооценка;
Застенчивость, робость;
Агрессивность и импульсивность;
Волевая деятельность характеризуется слабостью побуждений и инициативы, недостаточной самостоятельностью;
Снижено стремление к успеху, в силу страха неудачи.
Незрелость навыков саморегуляции и самоконтроля.


Эмоционально-волевая сфераЭмоциональная сфера детей с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения;Не способность управлять своими эмоциями,

Слайд 26Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть