Слайд 1Урок русского языка в 4 классе.
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
мужского и среднего рода в дательном падеже.
Учитель МАОУ «СОШ №105»
Аксельрод Татьяна Александровна
г. Пермь
2015г.
Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Тип урока: открытие нового знания.
Технология: деятельностного метода.
Цели.
Образовательные: формирование умения обосновывать написание падежных окончаний имён прилагательных в дательном падеже.
Развивающие: развивать навык правописания падежных окончаний имён прилагательных в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость; развивать умение работать в группе и в паре.
Воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитание активной гражданской позиции.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать в парах и группах.
Слайд 3 Регулятивные УУД: развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии
и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;
формирование способности личности к целеполаганию.
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника ;
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
определять общие для всех правила.
Средства (оборудование):
1) учебник В.П.Канакина «Русский язык» М. «Просвещение» 2015 ;
2) рабочая тетрадь на печатной основе В.П.Канакиной М. «Просвещение» 2015 ;
3) карточки с текстами;
4) проектор-компьютер;
5) презентация;
6) электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык».
Слайд 41.Организационный момент.
Цель : настроить на работу.
-У нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Скажите
своему товарищу: «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!»
-Когда мы с вами изучаем новую тему, чем занимаемся? (исследованием)
- Исследование – это что? (изучение чего-то нового)
-Из чего состоит исследование? (из наблюдения, анализа, предположения, доказательства, утверждения)
-Сегодня будем исследовать, а значит что делать? (наблюдать, анализировать, предполагать, доказывать, утверждать)
2. Актуализация знаний.
Цель : вспомнить пройденный материал, который пригодится при изучении нового.
-Работать будете в группах. Что самое главное при работе в группах? (Уметь договариваться.)
-Перед вами текст. Командиры получите задания. (Командиры задают вопросы. Идёт обсуждение. На карточке текст и задания.)
Текст.
Наступило морозн… утро. Под лучами зимн… солнца нельзя согреться. От холодн… ветра съёжились воробьи.
Слайд 5-Вспомните, сколько способов есть для проверки безударного падежного окончания имён прилагательных
в единственном числе?
Слайд 61) Прочитать текст.
2)Найти имена прилагательные.
3) Узнать, какие окончания: ударные или безударные.
4)
Вспомнить 3 способа проверки безударных окончаний. (Смотрите на слайд)
5)Применить один и вставить окончания в именах прилагательных.
-Проверьте. (На слайде)
Наступило морозное утро. Под лучами зимнего солнца нельзя согреться. От холодного ветра съёжились воробьи.
-У кого так же? Хорошо.
-Докажите, почему вставили такие окончания. Каким способом пользовались? ( У доски отвечают дети.)
(морозное - 3 способом, проверяли по окончанию вопроса: утро (какое?) морозное, зимнего - 1 способом, по роду и падежу имени существительного узнаём род и падеж имени прилагательного и смотрим по таблице окончание. Средний род, родительный падеж, окончание -его)
-Когда пишется -его? (Если основа слова оканчивается на мягкий согласный, холодного - 2 способом, подставляли имя прилагательное голубого с ударным окончанием и писали то же окончание)
-Как вы понимаете значение слова съёжиться? (ответы детей)
Слайд 7--Давайте посмотрим в словаре С.И .Ожегова.(На слайде)
Съёжиться - стянуться, ссохнуться, поежиться,
подобраться, сжаться в комок, скукожиться, скорчиться, скрючиться, сжаться, поджаться, ужаться. Съёжиться-нахохлиться, втянуть голову, взъерошив перья (о птицах).
3. Постановка проблемы.
Цель: самостоятельно выдвинуть и сформулировать познавательную цель.
-Посмотрите на слайд, как съёжились воробьи на ветке. Чему они не рады? (морозу, ветру,)
-Подберите к именам существительным имена прилагательные, составьте словосочетания.
(трескучему морозу, сильному ветру)
-В каком падеже стоят имена прилагательные? (В дательном.)
-Как узнали? ( По существительному. Они связаны между собой в роде, числе, падеже)
-А какие окончания надо писать в дательном падеже у имён прилагательных вы знаете? (Нет.)
-Значит надо узнать. Кто назовёт тему урока? Какие цели поставим себе? (Ответы детей.)
4. Поиск путей. Открытие нового знания.
Цель : применить имеющиеся знания и открыть новое.
-Кто будет первооткрывателем? ( У доски отвечает ученик.) Напишите в тетради словосочетания : трескуч… морозу, сильн… ветру
-Примените имеющиеся знания. Какие окончания напишете у этих имён прилагательных в дательном падеже?
Слайд 9
(Проверю первым способом : определю род и падеж имени прилагательного по
роду и падежу имени существительного и посмотрю окончание в таблице. Мужской род, дательный падеж, окончание –ому или –ему.)
-Когда пишется окончание –ему?(Когда основа слова оканчивается на мягкий согласный. Трескучему морозу. Пишу –ему. Проверю 3 способом. Пишу морозу (какому?) трескучему окончание вопроса –ому. 3 способ не подходит. Проверю 2 способом. Подбираю имя прилагательное с ударным окончанием голубому – не подходит)
-Так же проверьте окончание в словосочетании сильному ветру.(Подходит 1 ,и2,и3способ. Пишу ветру (какому?) сильному)
-Какой способ проще всех? (3)
-Какие окончания у имён этих прилагательных в дательном падеже?(-ому, -ему)
-Вы узнали, какие окончания пишутся у имён прилагательных в дательном падеже
5.Работа с электронным приложением, с алгоритмом.
Цель: сравнить полученные знания с электронным приложением, составить алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных в дательном падеже
- Сравните с правилом. Прослушайте, как оно звучит в электронном приложении.
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные в дательном падеже.?(Какому?)
-Какие окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже? (-ому,-ему)
-Составьте алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных в дательном падеже.
-Поработайте в группах. (Детям выдаётся алгоритм с перепутанными номерами высказываний.)
-Проверьте. У кого так же. (На слайде)
Слайд 101. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Задать вопрос
от имени существительного к имени прилагательному.
3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.
4. Если основа оканчивается на мягкий согласный, то писать окончание -ему.
5. Написать окончание.
-Вы составили алгоритм правописания безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
6.Применение новых знаний. Самостоятельная работа.
Цель : самостоятельно организовать свою познавательную деятельность, закрепить правописание безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
- Примените алгоритм. Закрепите знания. Выполните в тетради на печатной основе упражнение №25 и 26 на странице 12.
-Проверьте друг у друга. Поменяйтесь тетрадями.(На слайде)
Пчелиному (Д.п.) улью, летнему (Д.п.) солнцу
По голубому (Д.п.) блюду золотое (И.п.)яблоко катается. (солнце)
По синему (Д.п.) морю золотая (И.п.) уточка плывёт.(Небо и луна)
-У кого нет ошибок? Молодцы! Вы умеете вставлять окончания у имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Слайд 117.Закрепление изученного.
Цель: отработать навык правописания безударных окончаний прилагательных мужского и
среднего рода в дательном падеже в парах.
- Примените знания. Поработайте в парах. Вставьте имена прилагательные в нужном падеже.(Детям даётся карточка с текстом без имён прилагательных)
Звери и птицы не рады …………….. морозу.
Трудно ходить оленю по ……………. снегу.
В холод …………… воробью – смерть.
(Слова для справок: голодный, лютый, глубокий)
-Проверьте. У кого так? (На слайде)
Звери и птицы не рады лютому морозу.
Трудно ходить оленю по глубокому снегу.
В холод голодному воробью – смерть.
-В каком падеже вставили имена прилагательные?( В Д.п.)
-Как помочь птицам? (Ответы детей)
8. Творческая работа.
Цель : развивать устную и письменную речь учащихся.
-Составьте простое предложение с обращением по цели высказывания побудительное, по интонации восклицательное. (Люди, накормите птиц! Ребята, насыпьте в кормушку зёрен голодному воробью!)
Слайд 12-Запишите в тетрадь. (У доски работает ученик.) Проверьте.
-Назовите имя прилагательное в
дательном падеже и его окончание. Докажите. (Ответы детей)
9.Итог.
Цель : подвести итог, какие знания усвоили.
-Вы успешно вставили имена прилагательные дательного падежа в текст и составили предложение. А сейчас поиграем в игру «Верю-не верю». Если согласны – ставьте плюс, если нет – минус.(На слайде)
1.Имена прилагательные мужского и среднего рода в Дательном падеже отвечают на вопрос (Какого?) .
2. Имена прилагательные мужского и среднего рода в Дательном падеже имеют окончания –ому, -ему.
3.Если основа слова оканчивается на мягкий согласный, то пишется окончание –ому.
4. В словосочетаниях
сильному ветру,
к синему морю,
большому счастью
все имена прилагательные стоят форме в дательного падежа.
5. Все имена прилагательные имеют одинаковое окончание?
ледян… катка,
по ярк… солнцу,
к весёл… празднику
-Проверьте. У кого так?( На слайде: 1.- 2.+ 3. - 4. + 5.- )
Слайд 13-Обсудите результаты в группах и придите к общему решению.
10. Рефлексия.
Цель: отследить
эмоциональное состояние учащихся
- Оцените себя. Выберите верное утверждение.(На слайде)
1.Я знаю окончания у имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
2. Я могу объяснить, как проверить безударное окончание у имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
3. Мне ещё надо потренироваться.
-Покажите карточки с ответами. Молодцы! Вы усвоили тему. Помните птицы нуждаются в вашей помощи!
11.Оценки учащимся.
-Кто может поставить себе «5»? «4»? «3»?
12. Домашнее задание.
Учебник с.21 упр.№41, покормить птиц.
Слайд 14Литература.
В.П.Канакина В.Г.Горецкий «Русский язык» Москва «Просвещение»2014г.
В.П.Канакина «Русский язык» рабочая тетрадь Москва
«Просвещение»2014г.
Сборник рабочих программ «Школа России» Москва «Просвещение»2011г.
Т.Н.Ситникова,И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» Москва «ВАКО» 2015 г.
http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Feducation.simcat.ru%2Fschool86%2Fimg%2F1354627623_2552.JPG&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1015-wh-851-pd-1-wp-5x4_1280x1024&_=1423227723034&viewport=wide&p=7&text=%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=223&rpt=simage&lr=50&pin=1
http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbelochka24.ucoz.ru%2F_ph%2F22%2F251455023.jpg&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1015-wh-851-pd-1-wp-5x4_1280x1024&_=1423227723034&viewport=wide&p=7&text=%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=233&rpt=simage&lr=50&pin=1