Слайд 1История колеса
Подготовила учитель начальных классов
Рассказова Наталья Владимировна
ГБОУ «Школа №1400»
(3 школьное отделение)
Г. Москва
Слайд 2Цели и задачи:
Более глубоко ознакомиться с основными этапами и развитием колеса;
Повышать
интерес к истории возникновения колеса.
Слайд 3ПЛАН
1. Что может быть проще колеса?!
2. Предки
колеса.
3. Про колесо.
4. Колесо — одно из важнейших достижений человека.
Слайд 4Что может быть проще колеса?!
На создание этой простой и совершенной конструкции
люди потратили не одну сотню лет.
Если взять, например, ствол толстого дерева, распилить его поперек несколько раз, то получим много деревянных дисков-кругляшек.
Почему же мы говорим, что кругляшка не колесо?
Потому что у колеса есть секрет которого нет у кругляшки - дырка посередине. Этот пустяк превращает обыкновенную кругляшку в настоящее колесо: дырка, о которой говорится расположена точно в центре окружности.
Это значит, что колесо можно насадить на ось и заставить везти любой груз в тачке или телеге...
Слайд 5ПРЕДКИ КОЛЕСА
Самое первое колесо было не просто придумать. И приспособить его
к полезному делу - тоже было не просто. Как же это происходило? И на чём люди перевозили тяжести, до появления колеса.
На стенах древних египетских пирамид, сохранились надписи и изображения. На этих рисунках отчетливо видны люди, которые перевозят гигантский каменный блок, подложив под него круглые бревна-катки.
Слайд 6 Катить по каткам куда легче, чем волочить по земле. Недаром говорится:
лучше круглое катить, чем плоское тащить.
Катки и поныне применяются человеком для очень тяжелых грузов. Каток - ближайший родственник колеса.
Слайд 7 Любопытно, что изобрели колесо вовсе не для того, чтобы быстрее передвигаться.
Пока древние люди вели кочевой образ жизни, они весь свой нехитрый скарб носили с собой. А вот когда они осели на одном месте, тогда им и понадобилось колесо. Оседлый человек стал засевать поля, разводить скот, строить большие поселения; началась торговля камнем, лесом, зерном... При этом людям приходилось перемещать огромные тяжести на большие расстояния. И идея колеса не могла не родиться.
Слайд 8 Известно, что первые колёса были сделаны в Месопотамии (современный Ирак) в
8500-8000 годах до нашей эры.
Они были двух видов: гончарный круг и колесо для телеги. Гончарный круг был предком наших шкивов, водяных колёс, шестерён часового механизма.
Слайд 9 В 2000 году до н. э. конструкция колеса совершенствуется: появляются спицы,
ступицы и гнутый обод.
Во втором тысячелетии до нашей эры в Юг–Западной Азии изобрели колесо со спицами.
Позднее, в 1-м тысячелетии до н. э. для увеличения прочности колёс колесниц стали применять металлический обод.
Слайд 10 2000 лет назад изобрели переднюю управляемую ось, с помощью которой экипаж
мог поворачивать влево и вправо.
Слайд 11 Первыми экипажами были крестьянские телеги, военные колесницы, царские катафалки и священные
телеги богов. Ранние повозки и колесницы были 2-х или 4-х колёсными. Передняя и задняя оси крепились к корпусу, оси не могли двигаться, экипаж не мог делать крутых поворотов.
Слайд 12 Современное колесо состоит из бескамерной шины и диска. Воздух в
них накачивается в пространство между покрышкой и колёсным диском.
Новую эру в создании колёс открыли космические исследования. Луноходы, лунные автомобили потребовали создания новых типов колёс, не боящихся ни вакуума ни космического холода, ни жары...