Слайд 1Выполнила воспитатель: Сивова Светлана Михайловна
Использование логических блоков Дьенеша в математическом
развитии детей дошкольного возраста
Слайд 2Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета.
Разработчик
«блоков Дьенеша» и других игр и методических материалов по изучению математики.
Слайд 3Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр,
песен и танцев, таким образом, что дети даже могут и не подозревать, что изучают сложные математические концепции.
Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи таких блоков :
ребёнок учиться классификации определённой информации;
учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина);
учиться запоминать и обобщать.
Слайд 4Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и
применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе.
Слайд 5Логические блоки – это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур, которые
различаются по цвету, форме, размеру и толщине.
Слайд 6Основная цель – научить ребенка решать
логические задачи на деление фигур
по их свойствам.
Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:
Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.
Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.
Размеру. Большие и маленькие.
Толщине. Толстые и тонкие.
При этом в наборе нет ни одной фигуры, схожей с другими по всем свойствам.
Слайд 7Игры по авторской методике Дьенеша многочисленны и разнообразны.
Малыши могут с
помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий", "такой же", "не такой".
Слайд 8Блоки Дьенеша для самых маленьких (альбом).
Альбом является дополнением к набору
«Логические Блоки Дьенеша».
В альбоме 14 страниц с красочными изображениями. Предлагается "оживлять" картины художника, делая их объемными. Для этого нужно выбирать подходящие по цвету и форме блоки и накладывать их на изображение.
Слайд 9Выкладывание блоков на рисунок тренирует мелкую моторику ребенка, учит внимательности и
аккуратности, поскольку блоки ничем не крепятся и необходимо соблюдать осторожность.
Слайд 10«Вместе весело играть» (альбом).
Для детей 2-3 лет.
Альбом «Вместе весело играть»
- это книжка с заданиями. Каждая страница содержит одно задание-картинку. Все картинки альбома объединены одним общим сюжетом, какой-то небольшой историей. Элементы картинки выкладываются с помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
На каждой странице есть дополнительные задания по выкладыванию картинок, а также загадки и пальчиковые игры.
Слайд 11«Маленькие логики» (альбом-игра) -дополнение к набору «Логические Блоки Дьенеша».
Игровой альбом «Маленькие
логики» разработан для детей 2-3-х лет и представлен играми.
Слайд 12На 8 страницах приведены картинки, состоящие из геометрических фигур, форма, цвет
и размер которых совпадает с Блоками Дьенеша.
В процессе игры у детей воспитывается внимательность, сообразительность, создается положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность.
Дети познакомятся с понятиями геометрической формы, цвета и размера.
Приобретут навыки группирования предметов по одному или нескольким признакам.
Научатся ориентироваться в пространстве (на плоскости листа).
Слайд 13«Маленькие логики 2» (альбом-игра).
Для детей 3-4 лет.
Слайд 14Альбом «Маленькие логики 2» - продолжение первого игрового альбома серии «Маленькие
логики».
Игры в альбоме представлены с постепенным усложнением. Новое логическое задание выполняется после освоения предыдущего.
Каждый лист (игровое поле) – это отдельная развивающая игра.
Игры в альбоме основаны на выделении двух-трех признаков: форма и размер; форма, размер и цвет; цвет и размер; толщина и цвет.
Игры в альбоме «Маленькие логики 2» сопровождаются короткими стихами и физкультминутками с целью поддержания интереса ребенка к содержанию игры и обеспечения необходимой двигательной активности.
Слайд 15«Лепим нелепицы» (альбом-игра).
Для детей от 4 лет.
Альбом «Лепим нелепицы» является
дополнением дидактическому материалу "Логические блоки Дьенеша".
«Лепим нелепицы» - это игры с небылицами.
Слайд 16Каждая картинка сопровождается стихотворением-небылицей, что делает занятия более веселыми и увлекательными.
Например, на картинке с петухом и лягушкой: На болоте во весь дух, громко квакает ...
Небылицы придают игре озорной и непринужденный характер.
Детям также предлагается придумать свои небылицы.
Слайд 17Для детей постарше предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по
нескольким признакам, а также игры, где нужно зашифровывать и расшифровывать свойства блоков с помощью специальных символов.
Слайд 18«Давайте вместе поиграем» - набор дидактических игр с блоками Дьенеша и
логическими фигурами, для детей 3-7 лет.
В комплекте около 20 игр.
Часть предлагаемых игр может проводиться без использования блоков Дьенеша с плоскими логическими фигурами, которые входят в комплект, для других нужны блоки Дьенеша.
Слайд 19Во время занятия ребенок учится:
сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по нескольким
признакам;
шифровать и расшифровывать информацию с помощью специальных символов;
знакомится с алгоритмами;
совершенствует умение складывать и вычитать.
Слайд 20Альбом Блоки Дьенеша 1 для старших
«Поиск затонувшего клада»
С помощью этого
пособия можно организовать увлекательное и захватывающее занятие для ребенка или группы детей 5-8 лет.
Эту игру можно использовать при проведении КВН и различных конкурсов.
Слайд 21По ходу игры ему предстоит проникнуть в трюм затонувшего корабля с
сокровищами, найти в сундуке 48 волшебных драгоценных камней.
Кроме логических заданий, во время поиска нужно будет решить и простейшие математические примеры на сложение в пределах десятка.
Во время игры ребенок научится логически мыслить, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, разовьет память, внимание, воображение, творческие способности.
Слайд 22Блоки Дьенеша 2 "Праздник в стране блоков«
Особенность игр этого альбома –
направленность на социально-нравственное развитие детей: умение работать в коллективе, соблюдать правила. Соревновательный характер игр помогает воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Эти игры можно использовать при проведении интеллектуальных конкурсов, семейных праздников.
Слайд 23В альбоме приведено описание 4-х основных игр и нескольких разминочных:
"Знаменитый ясновидец"
(фокус - "ясновидец" угадывает блок, загаданный зрителями).
"Выкладывание дорожек" - кто быстрее выложит дорожку из плиток, форма, размер и цвет которых выбирается согласно схеме.
"Кошки-мышки" (игра – догонялка). Кот должен поймать мышек с в соответствии с жетоном на шее мышки.
"Код в сундуке" - внутри сундука, множество футляров в виде блоков, 6 из них с драгоценностями. Необходимо расшифровать свойства и по ним выбрать нужный футляр.
В этой игре дети должны уметь читать.
Слайд 24«Страна блоков и палочек» (альбом-игра) – это комплект сюжетно-дидактических игр, то
есть из игр, в которых есть сюжет.
Сюжетно-дидактическая игра дает ребенку свободу в развитии сюжета, делая процесс игры более увлекательным.
В процессе игры дети успешно обучаются, хотя и не принимают это за учебный процесс.
В комплекте одновременно используются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Слайд 25Комплект “Страна блоков и палочек” состоит из сюжетно-дидактические игр:
Выставка «Четыре
времени года». (4 листа со схемами рисунков о временах года).
«Школа». (3 листа с заданиями на темы: Уроки математики, Уроки русского языка, Переменка "Веселые старты" с загадками, ребусами, стихами и легкими играми).
«Строим дом».(2 листа с каталогом недвижимости и бланком заказа. Т.е. на одном листе представлены примеры домов, а на другом – задание, из каких блоков и палочек нужно построить определенный дом).
«Журналисты».(2 опросных листа на темы: Моя семья, Мой день, Витаминка).
Слайд 26Альбом "Блоки Дьенеша 3"
«Спасатели приходят на помощь»
Для детей 5-8
лет.
В альбоме содержатся описания игр с логическими блоками Дьенеша:
"Ступени успеха"
Складывание картинок с помощью блоков
"Доставка грузов"
"Лабиринты"
Слайд 27Игры, предлагаемые в альбоме, как и все игры этой серии, развивают
интеллектуальные способности у детей:
логическое мышление;
смекалку и сообразительность;
внимание и память;
помогают в освоении детьми шифровки и расшифровки информации, заданной знаками-символами.