Слайд 1О роли игры и упражнений для
развития речи детей.
Подготовила воспитатель Смирнова Л.Н.
МБДОУ № 49
Слайд 2 Уважаемые коллеги! Вы прекрасно знаете, что игра - ведущий вид деятельности
дошкольника. Именно в процессе игры малыши всесторонне развиваются.
Особая роль в развитии ребенка принадлежит словарным дидактическим играм и упражнениям.
Главной особенностью является то, что в дидактических играх все задания предлагаются в игровом виде. Играя, дети усваивают знания, учатся культуре общения.
Слайд 3
Какова же роль дидактических игр по развитию речи…?
• Значительно увеличивают словарный
запас;
• Способствуют развитию связной речи;
• Учат составлять рассказ;
• Позволяют формировать правильное произношение звуков;
• Учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.
• Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
• Обеспечивается психологический комфорт;
• Дети запоминают большее количество речевого материала;
• Активизируются высшие психологические функции (память, внимание, мышление.)
Слайд 4 Дидактические речевые игры носят увлекательный и одновременно познавательный характер. Такие игры
не требуют глубоких знаний в области педагогики, поэтому с большим успехом могут быть использованы и педагогами, и родителями. Благодаря таким играм у малышей развивается тяга к словотворчеству, они с успехом овладевают родной речью.
Слайд 5Дидактическая игра должна соответствовать некоторым требованиям, чтобы приносить максимальную пользу для
развития малыша:
• Способствовать умственному развитию;
• Должна быть увлекательной, направленной на преодоление трудностей;
• Должна использовать юмор, шутку и занимательность.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом),
- настольно-печатные
- словесные игры.
Слайд 6Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные
предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, а также игры с мячом, прищепками и т.д.
Слайд 7Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по
видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
Слайд 8Словесные игры
построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети
учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.
Слайд 9 Словесные игры для удобства использования в педагогическом процессе условно можно объединить
в четыре группы:
• В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Магазин", "Отгадай-ка?", "Да – нет".
• Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Кто больше заметит небылиц?», "Похож – не похож",.
• Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др.
• В особую четвертую группу, выделены игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания, памяти: «Угадай звук», «Хлопни в ладоши, если услышишь ….», «Какое слово отличается от других?» и т.д.
Слайд 10Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении
любого программного материала. В игре ребёнок получает возможность обогатить и закрепить словарь, развивать связную речь, расширить знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Но особое внимание нужно уделять дидактическим играм на развитие памяти, внимания и мышления. Т. к. без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй, т.к. ребёнок не слышит звуков, окончаний, он будет допускать ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного, невозможно развитие другого.
Слайд 11ВЫВОД:
В своей работе нужно использовать различные дидактические игры: словесные, с игрушками
и предметами, настольно-печатные. Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм. Во многие занятия и режимные моменты нужно включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.