Презентация, доклад на тему Адаптивно-образовательная программа ребенка с ОВЗ

Содержание

О программе «Доступная среда»Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Слайд 1Доступная среда в образовательном пространстве
Подготовила
учитель начальных классов МОУ СОШ №

75 г.Черноголовка
Гунько Н.П.
Доступная среда в образовательном пространствеПодготовила учитель начальных классов МОУ СОШ № 75 г.Черноголовка Гунько Н.П.

Слайд 2О программе «Доступная среда»
Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации

направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В 2008 Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее – Конвенция). С учетом требований Конвенции в 2010 году разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества. «Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
О программе «Доступная среда»Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с

Слайд 3Инклюзия и интеграция
• В интегрированном обучении ребенок рассматривается как проблема. Человек, или

медицинская модель инвалидности определяет, что ребенок должен быть изменен, или реабилитирован, чтобы соответствовать системе школьного образования и общества. Например, глухой ребенок может носить слуховой аппарат и ожидается, что он научится говорить для того, чтобы понять его, но учителя и другие дети не должны учиться языку жестов, или другим формам связи. Ребенок с трудностями в обучении, как правило, проходит через ряд стандартизированных тестов для того, чтобы прогрессировать с помощью школы, в противном случае он / она будет оставлен на повторное обучение, или будет вынужден бросить учебу. • В инклюзивном образовании меняется подход, принцип, а не ребенок. Инклюзивное образование выросло из социальной модели инвалидности. Признается, что все дети разные, и что школу и систему образования нужно изменить для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребностей всех учащихся - с и без нарушений. Включение же, однако, не означает ассимиляцию - или делает все то же самое. Основным ингредиентом является гибкость - признавая, что дети учатся с разной скоростью, и что учителя должны уметь поддерживать их обучение в гибкой форме. В большинстве случаев дети просто нуждаются в хорошем, ясном и доступном обучении. Это включает в себя использование различных методов реагирования на различные детские потребности, возможности и темпы развития.
Инклюзия и интеграция• В интегрированном обучении ребенок рассматривается как проблема. Человек, или медицинская модель инвалидности определяет, что

Слайд 4В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными

возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам. Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.

В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших

Слайд 5СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ

Слайд 6Адаптированная образовательная программа
Понятие адаптированной образовательной программы появилось впервые в ФЗ

«Об образовании в РФ» 2012 года, - это обусловлено тем, что так же впервые в отечественной истории законодательно предусматривается введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ. ФЗ «Об образовании в РФ»: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст. 11, п. 6).
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса должно быть ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.
Адаптированная образовательная программа Понятие адаптированной образовательной программы появилось впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года,

Слайд 7Адаптированная образовательная программа
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех

документах
программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,
адаптированной основной общеобразовательной программе,
адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Адаптированная образовательная программа Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах программе коррекционной работы, являющейся составной

Слайд 8Адаптированная образовательная программа
В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования

Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Адаптированная образовательная программа В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении

Слайд 9Адаптированная образовательная программа
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной

образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.
Адаптированная образовательная программа возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и

Слайд 10Адаптированная образовательная программа
Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная

для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28).
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с

Слайд 11Адаптированная образовательная программа
При определении адаптированной образовательной программы ключевым моментом является

понятие «образовательная программа» - это комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Адаптированная образовательная программа При определении адаптированной образовательной программы ключевым моментом является понятие «образовательная программа» - это комплексосновных

Слайд 12Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением зрения
Индивидуальный

учебный план, включающий объем и формы организации обучения.
Адаптированные программы изучаемых предметов.
Программы психолого-педагогической поддержки (программа логопедической работы, программа работы психолога, программа работы дефектолога (тифлопедагога) - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями той или иной группы обучающихся; включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.).
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением зрения Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы

Слайд 13Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением слуха
В адаптированной

образовательной программе должны быть представлены следующие структурные элементы:
учебный план (его инвариантная и вариативная части);
рабочие программы;
расписание занятий;
коррекционно-развивающие программы, разработанные исходя из индивидуальных особенностей, специфики уровня слухового восприятия и речевого развития ребенка с разной степенью потери слуха;
система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы;
мероприятия по социализации.
Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить психолого-педагогическое сопровождение с ребенком с нарушением слуха по различным направлениям.

Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением слухаВ адаптированной образовательной программе должны быть представлены следующие

Слайд 14Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, составляющие структуру Программы коррекционной работы в первом варианте ФГОС для обучающихся с НОДА:
поддержка в освоении основной образовательной Программы;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы,

Слайд 15Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата


овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
При составлении программы коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями Медико-Социальной Экспертизы.

Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление

Слайд 16Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развития
Цель

адаптированной программы для детей с задержкой психического развития: изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.
Задачи программы:
своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой психического развития;
определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР;
определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы НОО и их интеграции в образовательном учреждении;

Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развитияЦель адаптированной программы для детей с задержкой

Слайд 17Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развития
осуществление

индивидуально-ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий и социальной адаптации детей с ЗПР;
оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развитияосуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с

Слайд 18Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развития
Адаптированная

образовательная программа
для умственно отсталых школьников
При составлении программы целесообразно снизить объем и глубину изучаемого материала, важно пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика – физкультура, ручной труд, музыка, рисование, окружающий мир).
Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта происходит медленнее, чем у детей с сохранным развитием, поэтому необходимо определить время, необходимое для изучения каждой темы. Учитель имеет право на внесение изменений и поправок в календарный план, если такая необходимость возникнет.
Важное условие, обеспечивающее эффективность инклюзии − образовательная программа. Умственно отсталый школьник не способен усвоить ту же учебную программу по математике, родному языку и ряду других предметов, что и его нормально развивающиеся сверстники, необходимо снижение объема и глубины изучаемого материала
Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением интеллектуального развитияАдаптированная образовательная программа для умственно отсталых школьников

Слайд 19Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Структура

адаптированной образовательной программы может содержать следующие модули:
индивидуальный учебный план ребенка с речевыми нарушениями, включающий специальные методы, приемы и средства обучения;
обязательную часть адаптированной образовательной программы, которая представляет собой содержание начального общего образования и составляет 80 %;


Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с тяжелыми нарушениями речиСтруктура адаптированной образовательной программы может содержать следующие

Слайд 20Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи
часть,

формируемую участниками образовательного процесса (20 %), которая включает специальные предметы коррекционно-лингвистического курса, представленные в составе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений V-го вида» /сост. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А., Вятлева Ю.Е., Российская Е.Н., Черкасова Е.Л. и др.: «Русский язык», «Произношение», «Обучение грамоте», «Развитие речи», «Литературное чтение»; дополнительные специальные предметы направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями (занятия по которым организуются и проводятся учителем-логопедом в процессе внеурочной деятельности, и ориентированы на подготовку детей с ТНР к усвоению общеобразовательной программы);
программы психолого-педагогической поддержки (программа работы педагога-психолога, программа работы учителя-логопеда - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической направленности в соответствии со специфическими особенностями и образовательными потребностями обучающихся с речевой патологией).


Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с тяжелыми нарушениями речичасть, формируемую участниками образовательного процесса (20 %),

Слайд 21Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра


Основные задачи адаптированной образовательной программы:
1) определение особых образовательных потребностей детей с РАС;
2) определение специфики организации образовательного процесса для детей с РАС в соответствии возрастными, типичными (свойственными в целом детям этой категории) и индивидуальными особенностями психофизического развития;
3) определение критериев оценки динамики освоения адаптированной образовательной программы для детей с РАС;
4) создание специальных условий, способствующих освоению детьми с РАС основной образовательной программы НОО и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра Основные задачи адаптированной образовательной программы: 1)

Слайд 22Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра


5) индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в том числе посредством использования дополнительных образовательных программ и обеспечения школьнику с РАС дополнительных образовательных коррекционных услуг, участия команды специалистов психолого-педагогического сопровождения;
6) разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
7) поддержка развития коммуникативных навыков и создание условий для включения ребенка с РАС в социум (в том числе посредством внеклассной работы)
8) мониторинг достижений планируемых результатов;
9) оказание консультативной и методической помощи семьям по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с РАС.

Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра 5) индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в том

Слайд 23 Спасибо

за внимание !
Спасибо      за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть