Слайд 1Обучение детей дошкольного возраста
Слайд 2Модели обучения
Учебно-дисциплинарная модель – авторитарный стиль. Девиз обучения «Не можешь –
научим, не хочешь – заставим».
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Цель обучения – развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов ребенка.
Слайд 3Наглядные методы
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять
в них существенное, основное, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.
К.Д. Ушинский: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно упражнять их способность наблюдения».
Слайд 4Требования к наблюдению
Объект наблюдения должен быть интересен для детей;
Наблюдение в таких
условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;
Педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний;
Полученные знания должны развиваться в деятельности детей (пересказ, рисование, лепка, художественный труд, игра);
Наблюдение сопровождать точным словом: называть предметы, их признаки, действия.
Слайд 5Демонстрация (рассматривание)
Демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и т.д. дает ребенку
наглядный образ знакомых и незнакомых предметов.
Картины, схемы формируют статические наглядные образы.
Технические средства обучения используются для создания динамических наглядных образов.
Слайд 6Практические методы
Упражнение
Опыты и экспериментирование.
Моделирование.
Слайд 7Упражнение
Многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.
Выявление скрытых
признаков с помощью элементарных опытов (превращение воды в пар, снега – в воду, опыты с песком и глиной, с воском).
Развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Слайд 8Моделирование
Наглядно-практический метод обучения. Модель – обобщенный образ существенных свойств моделируемого
объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).
В основе моделирования – принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, условным знаком (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков). Камешек – конфетка, песок – кашка для куклы, ребенок – папа, шофер и т.д.
Слайд 9Моделирование
Назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым свойствам,
качествам вещей, их связям.
Модели обучения звуковому анализу слов (Л.Е. Журова), конструированию (Л.А. Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И. Ветрова, Е.Ф. Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова) и др.
Слайд 10Условия использования моделирования
Сформированность у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от
несущественных признаков при познании предмета.
Слайд 11Игровые методы и приемы
Вызывают повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание
на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
Дидактические игры, воображаемая ситуация в развернутом виде.
Слайд 12Дидактическая игра
1 функция – совершенствование и закрепление знаний. Ребенок трансформирует, преобразовывает
их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
2 функция – усвоение новых знаний и умений разного содержания. (В игре «Север, юг, восток, запад» дошкольники учатся ориентироваться по компасу, использовать схемы маршрутов.)
Слайд 13Воображаемая ситуация в развернутом виде
Знания о растениях – игра «Магазин цветов»;
Знания
о родном городе – игра-путешествие;
О декоративно-прикладном искусстве – игра «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое».
Загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).