Слайд 1Сказки по -новому
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад
№ 78»
Ильясова Д.Твоспитатель
первая квалификационная категория
Слайд 2Актуальность проблемы на современном этапе:
Очевидна необходимость воспитания талантливого человека, обладающего высоким
творческим потенциалом, способного нестандартно смотреть на окружающий мир, мыслить.
Слайд 3ТРИЗ
(теория решения изобретательских задач)
Автор: Генрих Саулович Альтшуллер (изобретатель, писатель)
Дата создания:
1945г.
Дата внедрения в ДОУ: 1987г.
Слайд 4
Цель:
- формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной
познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
- развитие творческих способностей;
- формирование качеств творческой личности.
Слайд 5Задачи:
- развивать у детей воображение, речевое творчество;
- развивать умение логически мыслить
и связно выражать свои мысли;
- развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
- воспитывать добрые чувства.
Слайд 6Методы:
проблемно-поисковый,
поисково-экспериментальный,
игровой,
практический
Приёмы:
графическая аналогия.
эмпатия,
мозговой штурм,
морфологический анализ,
каталог,
приемы типового фантазирования,
метод фокальных объектов (МФО).
Слайд 7
Этапы:
Составление сказок с опорой на иллюстрации, картинки (предметные модели)
Составление сказок по
необычной картинке (перепутаница, гиперболизация, завуалированная)
«А что потом» (начало после конца)
Совместное решение проблемного вопроса к сказке
Изменение ситуации в знакомых сказках
«Бином фантазии» (взять за основу 2 трудносоставимых объекта)
Сочинение сказок по схематической модели (линии, пунктиры, геометрические фигуры)
Слайд 8
Правила:
Системный подход.
Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций
и средств восприятия.
Обязательная активизация творческого воображения.
Соблюдение жанровых особенностей сказок.
Не бояться ломать стереотипы, привычное содержание.
Использование изобразительных средств, пантомимы.
Слайд 9Взаимодействие с родителями:
Индивидуальные беседы,
Рекомендации родителям,
Консультации: «ТРИЗ в детском саду и дома»,
«Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ»,
«Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию»,
Семинары-практикумы для родителей: «Растим любознайку»,
«ТРИЗ в детском саду и дома»,
Выпуск памяток для родителей
Книги для семейного чтения:
«Задачи-сказки от кота Потряскина» Анатолий Гин,
Шустерман «Новые приключения Колобка», Г.Альтов «Как стать изобретателем»
Слайд 10Результаты использования методов ТРИЗ:
повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение
словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Слайд 11Перспективы дальнейшего развития:
Изменение в организации образовательного процесса (проблемное обучение),
Просвещение родительской общественности,
Расширение
возможностей воспитанников: проектные работы, участие в конкурсах.
Слайд 12СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Альтов Г.С. «И тут появился изобретатель» - М.: Детская
литература, 1984 г. - 243 с.
Альтшуллер Г.С. «Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач» - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
Гин С. И. « Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.»: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2007.
Кишко С.В. «Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции “Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей» Саратов, 2009. http://jlproj.org
Смирнова Е.О. «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания»: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. - (Для средних спец.учебных заведений)
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников» 2004.
Самойлова О.Н. «Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками» \пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
Сидорчук Т.А. «К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» \изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.
http://www.trizminsk.org/e/260018.htm