Слайд 1« Развитие речи детей 6- 7 лет через театрализованную деятельность»
Слайд 2Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые
отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребенка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки.
Слайд 3Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется
тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Слайд 4Цель: развитие речи детей подготовительной группы посредством театрализованной деятельности в специально
организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения
Задачи: развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений;
способствовать повышению познавательного интереса у детей, развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи), творческого воображения;
оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии речи, применяя эмоционально-привлекательные для детей формы и методы развития речи.
Слайд 5Подготовительный этап.
Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в
группе. Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон. Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые декорации, бутафория, ширмы для кукольного и настольного театра.
Подготовительный этап длится на протяжении длительного времени перед, в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности:
Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
Игры – драматизации.
Слайд 6 Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.
Упражнения по формированию выразительности, развития
мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.
Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого.
Подвижные речевые игры с персонажами сказок.
Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку).
Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги.
Слайд 7Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без которой данный
проект был бы невозможен.
Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.
Слайд 8Реализация проекта.
Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов
и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, проба ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в
театрализованной деятельности.
Слайд 10Второй этап посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля, выступлению на
сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
- Выразительное чтение литературного произведения.
- Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные).
- Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
- Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.).
- Работа над речью:
Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке,
темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.
Слайд 12Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей,
афиши, проведение консультаций для родителей. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
Заключительный этап.
Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.
Слайд 14Результат реализации проекта:
положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков,
эмоционально-волевой сферы детей;
повышение интереса к художественной литературе, театрализованной деятельности;
обогащение игрового опыта детей;
повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в жизни детей в ДОУ (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей); детско-родительские отношения оптимизируются, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 15Выводы:
на основании этих результатов можно сделать вывод, что театрализованная деятельность
– это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей . Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, презрение, осуждение и т.п.). Дети значительно увереннее, раскованнее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля. У детей повысилась самооценка (даже самые неактивные дети раскрываются, ощущают свою значимость в коллективной театрализованной деятельности, становятся смелее, эмоциональнее). Повысился интерес детей к сказкам и другим произведения
художественной литературы.
Слайд 16Настольный театр « В сказочном замке
жила прекрасная…»
Слайд 17Кукольный театр «Красная
Шапочка и серый волк»
Слайд 18Спасибо за внимание!
Подготовили воспитатели
Группы «Теремок»
Мельникова В.В.