Слайд 1
Тема: Зубчатые передачи
Велигорская В.Л.
Преподаватель ГБПОУ «ЧХТТ»
Слайд 3Цилиндрическая
зубчатая передача
Зубча́тая переда́ча — это механизм или
часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса.
Назначение:
передача вращательного движения между валами, которые могут иметь параллельные, пересекающиеся и скрещивающиеся оси.
преобразование вращательного движения в поступательное и наоборот.
При этом усилие от одного элемента к другому передаётся с помощью зубьев. Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев называется шестернёй, второе колесо с большим числом зубьев называется колесом.
Пара зубчатых колёс имеющих одинаковое число зубьев — в этом случае ведущее зубчатое колесо называется шестернёй, а ведомое — колесом.
Слайд 4Прямозубые колёса
Прямозубые колёса — самый распространённый вид зубчатых колёс.
Зубья
расположены в радиальных плоскостях, а линия контакта зубьев обеих шестерён параллельна оси вращения. При этом оси обеих шестерён также должны располагаться строго параллельно. Прямозубые колеса имеют наименьшую стоимость, но, в то же время, предельный крутящий момент таких колес ниже, чем косозубых и шевронных
Слайд 5Косозубые колёса
Косозубые колёса являются усовершенствованным вариантом прямозубых. Их зубья располагаются под
углом к оси вращения, а по форме образуют часть спирали.
Достоинства:
Зацепление таких колёс происходит плавнее, чем у прямозубых, и с меньшим шумом.
Площадь контакта увеличена по сравнению с прямозубой передачей, таким образом, предельный крутящий момент, передаваемый зубчатой парой, тоже больше.
Недостатками косозубых колёс можно считать следующие факторы:
При работе косозубого колеса возникает механическая сила, направленная вдоль оси, что вызывает необходимость применения для установки вала упорных подшипников;
Увеличение площади трения зубьев (что вызывает дополнительные потери мощности на нагрев), которое компенсируется применением специальных смазок.
В целом, косозубые колёса применяются в механизмах, требующих передачи большого
крутящего момента на высоких скоростях, либо имеющих жёсткие ограничения по шумности.
Слайд 6 Шевронные колеса
Зубья таких колёс изготавливаются в виде буквы «V» (либо
они получаются стыковкой двух косозубых колёс со встречным расположением зубьев). Передачи, основанные на таких зубчатых колёсах, обычно называют «шевронными».
Шевронные колёса решают проблему осевой силы. Осевые силы обеих половин такого колеса взаимно компенсируются, поэтому отпадает необходимость в установке валов на упорные подшипники. При этом передача является самоустанавливающейся в осевом направлении, по причине чего в редукторах с шевронными колесами один из валов устанавливают на плавающих опорах (как правило — на подшипниках с короткими цилиндрическими роликами).
Слайд 7 Передача с внутренним зацеплением
Зубчатые колёса с внутренним зацеплением
При жёстких ограничениях на габариты, в планетарных механизмах, в шестерённых насосах с внутренним зацеплением, в приводе башни танка, применяют колёса с зубчатым венцом, нарезанным с внутренней стороны. Вращение ведущего и ведомого колеса совершается в одну сторону. В такой передаче меньше потери на трение, то есть выше КПД.
Слайд 8Конические зубчатые колёса
Главная передача в автомобиле
Во многих машинах осуществление требуемых движений
механизма связано с необходимостью передать вращение с одного вала на другой при условии, что оси этих валов пересекаются. В таких случаях применяют коническую зубчатую передачу. Различают виды конических колёс, отличающихся по форме линий зубьев: с прямыми, тангенциальными, круговыми и криволинейными зубьями. Конические колёса с прямым зубом, например, применяются в автомобильных дифференциалах, используемых для передачи момента от двигателя к колёсам.
Слайд 9Реечная передача.
Зубчатая передача рейка-шестерня - частный случай зубчатой
передачи, широко используемой в станках и механизмах для передачи вращательного движения и преобразования угловых скоростей и крутящего момента в линейное перемещение.
Зубчато-реечная передача как элемент трансмиссии служит для преобразования вращательного движения (например, вала мотор-редуктора) в поступательное, реже наоборот.
Слайд 10Червячная передача с четырёхзаходным червяком
Червя́чная переда́ча (зубчато-винтовая передача) — механическая передача,
осуществляющаяся зацеплением червяка и сопряжённого с ним червячного колеса. Передача предназначена для существенного увеличения крутящего момента и, соответственно, уменьшения угловой скорости. Ведущим звеном является червяк.
Слайд 11В настоящее время наибольшее
распространение получили эвольвентные передачи.
Движение точки соприкосновения зубьев
с эвольвентным профилем;
слева — ведущее, справа — ведомое колесо
Слайд 12Основные параметры цилиндрической зубчатой передачи
Число зубьев шестерни — z1
Число зубьев колеса
— z2
Модуль — m
Слайд 13Условные изображения элементов зубчатого колеса
Слайд 14Расчет основных геометрических параметров
цилиндрической зубчатой передачи
Слайд 15Образец выполнения графической работы
Сборочный чертеж зубчатой передачи со шпоночным соединением
валов и колес
Спецификация сборочного чертежа