Презентация, доклад на тему Здоровьесберегающие технологии

Содержание

Хороших технологий существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗР).Здоровье формируется в результате взаимодействия факторов: -

Слайд 1Здоровьесберегающие технологии
Выполнила: Гусева В.Б.,
учитель в/к
МБОУ СОШ №190

Здоровьесберегающие технологии Выполнила: Гусева В.Б., учитель в/к МБОУ СОШ №190

Слайд 3Хороших технологий существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа
Здоровье – это состояние полного

физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗР).
Здоровье формируется в результате взаимодействия факторов:
- внешних (природных и социальных)
внутренних (наследственность, пол, возраст)

Признаки индивидуального здоровья:
–специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
– показатели роста и развития;
– текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;
– наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
– уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных
установок.


Хороших технологий существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Здоровье – это состояние полного физического,

Слайд 4Здоровье человека зависит:
от стиля жизни, он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными

и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.

Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.

Здоровье человека зависит: от стиля жизни, он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными

Слайд 5Проблемы со здоровьем школьника редко вызваны какой-либо одной причиной, они являются,

как привило, определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

Первый фактор риска: увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий и т. п.).
Рабочий день школьника (час в день)




Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у учащихся чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.

Проблемы со здоровьем школьника редко вызваны какой-либо одной причиной, они являются, как привило, определенным сочетанием, совокупностью различных

Слайд 6Второй фактор риска – реальное уменьшение количества часов при сохранении или

увеличении объема материала. Это привело:

- к увеличению домашних заданий - интенсификации учебного процесса.
Следствие:
- возникновение у учащихся состояний, утомления, переутомления. - развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.




Второй фактор риска – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.

Слайд 7Улучшения состояния их здоровья можно добиться путем:

закаливания, занятия физическими упражнениями, рациональной организацией их учебной деятельности, правильным дозированием умственной и физической нагрузки. Все это – в компетенции учителя и общеобразовательной школы в целом.
Улучшения состояния их здоровья можно добиться путем:

Слайд 8Основополагающие приоритеты оздоровления в обучении школьной биологии:

Основополагающие приоритеты оздоровления в обучении школьной биологии:

Слайд 9Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:
1. обеспечить школьнику возможность сохранения

здоровья за период обучения в школе;
2. сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
3. научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Функции здоровьесберегающей технологии: формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:  1. обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;

Слайд 10диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что

позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: заключается в воспитании у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, в необходимости оптимизировать состояние собственного организма и повышать устойчивость к стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально значимой деятельности;
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
интегративная: объединяет массовый педагогический опыт, различные научные концепции и системы обучения и воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий

Слайд 11Под здоровьесберегающей образовательной технологией (О.В. Петров) понимают систему, создающую максимально возможные

условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В эту систему входят:
1) использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
2) учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы;
3) создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
4) использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (О.В. Петров) понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития

Слайд 12 Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения. (Н.К. Смирнов)


1. «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 2.Приоритет заботы о здоровье учащегося и учителя – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. 3.Непрерывность и преемственность – работа ведется не отлучая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. 4.Субъект-субъектные взаимоотношения; учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. 5.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. 6.Комплексный, междисциплинарный, личностно ориентированный, индивидуальный подходы – единство в действиях учителей, школьных психологов и врачей. 7.Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положиельное, а только потом отмечают недостатки. 8.Активность – активное включение в деятельность, т.к. любой процесс снижает риск переутомления. Ответственность за свое здоровье у каждого ученика.

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения. (Н.К. Смирнов)

Слайд 13Классификации здоровьесберегающих технологий.

Классификации здоровьесберегающих  технологий.

Слайд 14Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика.

Слайд 16Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока
Учет

всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Необходимо научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ.
Задавание вопросов является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности, проявлением учебной мотивации; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Этапы организации урока
1 этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
2 этап: ученики формулируют и задают вопросы;
3 этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий. Правило 1. Правильная организация урокаУчет всех критериев здоровьесбережения на рациональном

Слайд 17Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств

индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
левополушарные люди – при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди – доминирование правого полушария. У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
равно полушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
Знание этих характеристик учеников позволит учителю излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 2. Использование каналов восприятия Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга:

Слайд 18Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности

у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики

Слайд 19Интенсивность умственной деятельностии усвоения знаний учащихся в ходе урока

Интенсивность умственной деятельностии усвоения знаний учащихся в ходе урока

Слайд 20В состав упражнений для физкультминуток целесообразно включать. (по Е.А. Романовой)
1.Упражнения

по формированию осанки, укреплению зрения, укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног. 2.Релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание,массаж области груди, лица, рук, ног, психогимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Для снятия эмоционального напряжения целесообразно использование: 1.игровых технологий, игровых обучающих программ, 2.оригинальных заданий и задач, 3.пословиц и поговорок , 4.введение в урок исторических экскурсов и «отступлений».

Созданию благоприятного психологического климата на уроке способствуют:

1.доброжелательная обстановка, спокойная беседа, 2.внимание к каждому высказыванию, 3.позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, 4.тактичное исправление допущенных ошибок, 5.поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, 5.уместный юмор, 6.занимательный хрестоматийный материал.

В состав упражнений для физкультминуток целесообразно включать.  (по Е.А. Романовой)  1.Упражнения по формированию осанки, укреплению

Слайд 21Список рекомендуемых информационных источников


1. Галкина Е.А.Технология обучения. Учебно – методическое

пособие . Красноярск 2011.
2. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе. 2005. № 5. С. 50–55.
3. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы //Педагогика. 2005. № 6. С. 37–44.
4. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ , 2003. 270 с. 5. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика.2005. № 3. C. 42–46. 6. Здоровье и образование. URL: www.valeo.edu.ru 7. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе.URL: http://www.openclass.ru/io/9/kostenko 8. Петух Е.П. Здоровьесберегающие технологии. URL: http:// school-72-minsk.narod.ru/petukh_elena.html 9. Романова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. URL: http://festival.1september.ru/articles/508516/

Список рекомендуемых информационных источников 1. Галкина Е.А.Технология обучения. Учебно – методическое пособие . Красноярск 2011.2. Колесникова М.Г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть