Слайд 2 Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия
основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как
образ жизни коллектива, его
психологический климат
Слайд 3 Цель воспитательной системы – подготовка образованных, физически развитых молодых людей, способных к самоопределению,
саморазвитию, самосовершенствованию в меняющейся социо - культурной и экономической среде, создание условий для развития и реализации задатков и
способностей личности ребенка.
Слайд 4 Задачи воспитательной системы:
1. Создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
2. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
3. Формирование гражданского самосознания; 4. Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у учащихся адекватного этим ценностям поведения;
5. Развитие творческих способностей;
6. Формирование самосознания, самоопределения,
осознания собственного «Я», помощь ребёнку в
самореализации и социализации.
Слайд 5 Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми,
родителями и др. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития.
Слайд 6 Интеграция проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных
отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы.
Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям, разрушении материальных элементов системы.
Слайд 7Управление воспитательной системой это:
«искусство ставить цель, чётко определять пути её
дости- жения, организация дела, контроль и оценка результатов».
К основным функциям относятся:
диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;
обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);
организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного
процесса;
организация сотрудничества школы, семьи и общественности;
гуманизация отношений между взрослыми и детьми
Слайд 8 Содержание воспитательной системы включает два аспекта:
совокупность научных знаний, представлений,
ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;
различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.
Слайд 9 Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности
всех её участников для придания ей целеустремлённости. Сама воспитательная система способна к самоорганизации. Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей.
Слайд 10 Общение представляет собой единство трёх элементов:
Информационного
Перцептивного
интерактивного
Слайд 11 Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа
следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.
Слайд 12 Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного
коллектива, органов само- и со управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий.
Слайд 13 Третий этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив
- это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.
Слайд 14 Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным,
либо эволюционным путем. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д.
Слайд 15Интеллектуальная деятельность.
Данное направление предполагает формирование у детей целостной и научно обоснованной
картины мира, развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи.
1 ступень обучения (1-4 классы): формировать потребность в сознательном и творческом отношении к учёбе, научить детей правильной организации учебной деятельности.
2 ступень (5-8 классы): воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность.
3 ступень (9-11 классы): формировать позитивное отношение к своему интеллектуальному развитию.
Слайд 16Спортивно-оздоровительная деятельность.
Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни, представления о нравственном
и физическом здоровье, их тесной взаимосвязи, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Задачи.
1 ступень обучения (1-4 классы): помочь ребёнку осознать ценность здоровья.
2 ступень (5-8 классы): укрепить представление о необходимости здорового образа жизни. Научить управлять своими эмоциями.
3 ступень (9-11 классы): научить планировать свою деятельность без перегрузок, контролировать свои эмоции, поступки. Формировать представление о нравственном и физическом
здоровье, их тесной взаимосвязи.
Слайд 17Ценностно-ориентированная деятельность
Направление предполагает формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к
общечеловеческим ценностям.
Формы работы:
Тематические классные часы: «Толерантная личность», «Знаю ли я себя», «Уроки милосердия и доброты».
Творческие конкурсы «Лучшему учителю на свете», Конкурс социальных проектов «Я- гражданин», проведение Недели памяти.
Слайд 18Проектно-творческая деятельность
Данное направление воспитательной работы способствует развитию творческих способностей учащихся, предоставляет возможность
реализоваться в соответствии со своими возможностями, интересами. Кроме того, выявляются и поддерживаются дети с нетрадиционным, нестандартным мышлением.
Формы работы:
викторины, театрально-музыкальные конкурсы, конкурсы фотогазет, выставки детского творчества
Слайд 19Коммуникативная деятельность
Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить четыре
задачи: самосознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции.
Формы работы:
психологический практикум, тренинг, тематический классный час.
Слайд 20Заключение
Воспитательная система является неотъемлемой часть образования. С ее помощью воспитатели
обучают и воспитывают, дают правильные наставления и передают свой опыт воспитанникам.