Презентация, доклад на тему Цветок, его строение и значение.

Содержание

Содержание:I) Теоретическая часть: 1) Царство грибов. 2) Грибы (морфология). 3) Размножение грибов. 4) Шляпочные грибы. 5) Плесневые грибы. 6) Дрожжи. 7) Грибы-паразиты.

Слайд 1Урок-путешествие по теме: "Грибное царство".
Предмет: биология
Класс: 6

Пояснительная записка.

Урок-путешествие по теме:

Слайд 2

Содержание:

I) Теоретическая часть:
1) Царство грибов.
2)

Грибы (морфология).
3) Размножение грибов.
4) Шляпочные грибы.
5) Плесневые грибы.
6) Дрожжи.
7) Грибы-паразиты.
8) Всё о грибах из детской энциклопедии.
9) Дополнительный материал к урокам.
10) Использованная литература.
II) Практическая часть:
«Проверь себя!»
1) Заполни таблицу.
2) Отгадай кроссворд.
3) Вопросы по уроку.
4) Работа по карточкам.
5) Пройди тест.
Содержание:I) Теоретическая часть:  1)  Царство грибов.  2)  Грибы (морфология).  3)  Размножение

Слайд 3
Тип урока: изучение новых знаний.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения,

жизнедеятельности грибов как особого царства живой природы, особенностями организации основных представителей отделов грибов, их ролью в природе, жизни человека. Продолжить формирование у школьников бережного отношения и любви к природе.
Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать. Развивать умения и навыки при работе с презентацией в программе PowerPoint.
Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма при работе в группах, умение выслушивать мнение товарищей, умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, муляжи грибов, энциклопедия грибов, плакаты.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.




Тип урока: изучение новых знаний.Цели урока:Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности грибов как особого царства живой

Слайд 4 Наука о грибах – микология – до XVIII века развивалась

очень медленно и считалась одним из разделов ботаники, так как грибы относили к низшим растениям. В настоящее время ученые-биологи выделяют грибы в особое царство живых организмов. Это низшее эукариоты, отличающиеся своеобразным сочетанием признаков как растений (неподвижность, неограниченный верхушечный рост, способность к синтезу и др.), так и животных (питание готовыми органическими веществами, наличие хитина в клеточных стенках и др.).
В нашей повседневной жизни мы называем грибы лишь плодовые тела шляпочных грибов, не задумываясь о том, что мир грибов намного богаче. Грибы крайне разнообразны по своим размерам, облику, местам обитания и другим особенностям.
К группе организмов, называемых грибами, относят до 100 тыс.видов, в том числе свыше 100 видов съедобных.
Грибы (в разных состояниях и фазах своего развития) присутствуют повсеместно: в почве, воздухе, в воде, внутри других живых организмов и на их поверхности и играют существенную роль в природе и жизни человека.

















Царство грибов.


Наука о грибах – микология – до XVIII века развивалась очень медленно и считалась одним из

Слайд 6В русском языке слово «гриб» появилось в конце XV века. Вероятно, произошло

оно от древнерусского слова «гърб», т.е. горб – так называли трубчатые грибы с горбатыми, выпуклыми шляпками. Окончательно же слово «гриб» утвердилось в русском языке к началу XVIII века.
На уроках мы с вами познакомимся с группами грибов вида:









В русском языке слово «гриб» появилось в конце XV века. Вероятно, произошло оно от древнерусского слова «гърб», т.е.

Слайд 7По типу питания грибы подразделяются на сапрофиты и паразиты. Грибы-сапрофиты используют

органические вещества организма-хозяина, не принося ему вреда, например вступают в симбиоз с растениями. При этом нити гриба оплетают корни деревьев, образуя микоризу. Гифы гриба всасывают из почвы воду и минеральные соли, выполняя функцию корневых волосков и улучшая минеральное питание растений. Грибы-паразиты питаются органическими веществами организма-хозяина, вызывая его гибель.

Способы размножения грибов: а) вегетативное – частями мицелия , почкованием; б) бесполое – спорами, образующимися в особых выростах мицелия или на концах специализированных гиф; в) половое – слиянием половых клеток.




По типу питания грибы подразделяются на сапрофиты и паразиты. Грибы-сапрофиты используют органические вещества организма-хозяина, не принося ему

Слайд 9 1 - в ткани корня капусты; 2 -спорынья; 3 -

коремия; 4 -, 4a- мицелий со спорангиеносцами, 4б — одна из стадий оплодотворения; 5 -, 5a — зооспорангий, 5б — зооспоры; 6a, 6б, 6в — развитие сумок из аскогенных гиф; 7- оплодотворение и развитие сумки; 8 — разрез перитеция с сумками; 9 — базидиоспоры; 10 — базидия и базидиоспоры; 11 — телейтоспор.




Грибы (морфология)


1 - в ткани корня капусты; 2 -спорынья; 3 - коремия; 4 -, 4a- мицелий со

Слайд 10Информация из
нашего учебника:



Информация изнашего учебника:

Слайд 11Особенности грибов:


!

Особенности грибов:!

Слайд 12Строение шляпочного гриба.
Гриб – это грибница или мицелий, а все

то, что мы кладем в корзину называется плодовым телом. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки, на оборотной стороне которой образуются споры, которыми размножаются грибы. Такому растению трудно прожить в одиночку. Листьев у него нет, значит нет и зеленого пигмента – хлорофилла, без которого растению не обойтись. Грибу приходится искать помощи. Нити грибницы (гифы) растут от клубочка – центра в разные стороны. Тянутся они к молодым, сильным корням деревьев, проникают внутрь корешков и подключаются к сосудам, по которым текут живительные соки.

Недостающие грибу вещества он будет теперь получать от дерева.
Такой особый тип симбиотических отношений между грибом и корнями деревьев называется микориза.




Строение шляпочного гриба. Гриб – это грибница или мицелий, а все то, что мы кладем в корзину

Слайд 13Рис. Цикл развития шляпочного гриба: 1 – базидиоспоры; 2 – гаплоидный

мицелий; 3 – дикариотичный мицелий; 4 – плодовое тело из дикариотичного мицелия; 5 – базидия с базидиоспорами

Класс Базидиомицетов (Basidiomycetes). Шляпочные грибы.

К этому классу относится около 30 000 видов грибов, в т.ч. всем знакомые сыроежки, грузди, рыжики, подосиновики, подберезовики, белые, шампиньоны, мухоморы и т.д. – так называемые шляпочные грибы.




Рис. Цикл развития шляпочного гриба: 1 – базидиоспоры; 2 – гаплоидный мицелий; 3 – дикариотичный мицелий; 4

Слайд 14Лисичка желтая (Cantharellus cibarius)
Лисички – часто встречающиеся съедобные грибы.
Растут в хвойных

и смешанных лесах. Гриб предпочитает места с плохо развитым травянистым покровом – под кронами елей, в сосняках.
Плодовые тела растут обычно по несколько десятков.
Гриб интересен тем, что обычно не поражается “червями” – личинками мух.
Лисички содержат цинк и медь, витамины В1 и РР.




Лисичка желтая  (Cantharellus cibarius) Лисички – часто встречающиеся съедобные грибы. Растут в хвойных и смешанных лесах. Гриб

Слайд 15Осиновик красный, или Подосиновик (Leccinum auranticum)
Подосиновик растет с середины лета до

осени в смешанных лесах и осинниках в Евразии и Северной Америке. Образует микоризу с осинами и березами, реже с дубом, тополем, сосной, елью.
Известно много форм этого гриба, различающихся интенсивностью окраски шляпки.
Мякоть подосиновика белая, на изломе сначала синеет, затем чернеет.
Подосиновик – вкусный съедобный гриб, особенно хороши молодые плодовые тела.
Старые плодовые тела обычно всегда поражены личинками двукрылых.




Осиновик красный, или Подосиновик  (Leccinum auranticum) Подосиновик растет с середины лета до осени в смешанных лесах

Слайд 16 Особенности шляпочных грибов.
1. Существенное же отличие, которое обнаруживается как у

съедобных, так и у несъедобных грибов – это строение нижней поверхности шляпки гриба: она может быть трубчатая или пластинчатая. Эта нижняя поверхность, образующая споры, называется гименофор.
2. Съедобные и несъедобные грибы.
Вопрос: Можно ли по каким –то определенным внешним признакам дифференцировать грибы на съедобные и несъедобные. Нет. Значит такие грибы нужно запомнить.

Отличительные признаки ядовитых грибов от съедобных:

1. Пленочное кольцо (кроме опенка);
2. Цвет нижней стороны шляпки;
3. Изменение цвета мякоти;
4. Бородавки и лоскутки на шляпке;
5. Ярко окрашенные пластинки, запах.




Особенности шляпочных грибов.  1. Существенное же отличие, которое обнаруживается как у съедобных, так и у

Слайд 17Мухомор красный (Amanita muscaria)
В июле – августе в различных лесах можно увидеть

мухомор красный. Белые бородавки на шляпке – остатки белого покрывала.
Плодовое тело этого гриба живет всего две недели. Спороношение происходит в течение нескольких дней.
У гриба с диаметром шляпки 7 см образуется более 500 миллионов спор.
Гриб сильно ядовит, содержит галлюциногены.







Мухомор красный  (Amanita muscaria) В июле – августе в различных лесах можно увидеть мухомор красный. Белые бородавки

Слайд 18Гриб трутовик разлагает древесину. В древности их очень широко применяли для

изготовления трутов, на которые попадала искра при высечении огня. После изобретения спичек в 1833 году надобность в этом пропала. Было еще одно экзотическое применение. Их нижний слой отделяли от верхнего, затем месяц вымачивали, отбивали молотком и превращали в похожий на кожу материал. Затем шили шубы и шапки. Есть у трутовиков одно примечательное биологическое значение, их называют живыми навесами. Как бы не стояло дерево, их трубчатый слой всегда обращен к земле, для того чтобы споры свободно высыпались. Падение дерева для них катастрофа, и если трутовик находит силы повернуться слоем вниз, то он продолжает существовать, а если нет, то погибает.



Грибы - паразиты.

Трутовик.


Гриб трутовик разлагает древесину. В древности их очень широко применяли для изготовления трутов, на которые попадала искра

Слайд 19Грибы - паразиты.
(Спорынья, головневые грибы, мучнисто–росяные, ржавчинные).
Дадим им краткую характеристику,

работая с учебником и иллюстрациями. Из истории:

Если увидите в ржаном колосе черные «рожки», знайте – это и есть спорынья. В старину при виде этих рожек крестьяне в страхе крестились. Им казалось, что из колосьев лезут рогатые черти. А черт, как известно, не к добру. «Бесовские проделки» могли кончиться плохо: стоило рожкам даже в ничтожном количестве попасть в муку, как хлеб становился ядовитым. Но нет худа без добра. Со временем вредным грибком заинтересовались ученые и выяснили: из него можно получить замечательное лекарство. Оно останавливает самое сильное кровотечение. С тех пор «чертовы рожки» стали выращивать на специальных полях – там, где они не мешают посевам ржи.




Грибы - паразиты.(Спорынья, головневые грибы, мучнисто–росяные, ржавчинные). Дадим им краткую характеристику, работая с учебником и иллюстрациями. Из

Слайд 20Пеницилл
Плесневые грибы: мукор, пеницилл.

Мукор
Плесневые грибы (микроскопические грибы) образуют

характерные налёты (плесень) на поверхности органических субстратов (пищевые продукты, бумага, кожа, текстиль).
Плесневые грибы принадлежат к различным систематическим группам. Для плесневых грибов характерны обильно развивающийся воздушный мицелий. Вызывают порчу продуктов, разрушают многие промышленные материалы.
Широко распространены в почве, разрушают органические остатки и участвуют в их минерализации. Некоторые вызывают болезни растений. Используются для получения ферментов, органических кислот, антибиотиков, витаминов.

Историческая справка:




Пеницилл Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Мукор Плесневые грибы (микроскопические грибы) образуют характерные налёты (плесень) на поверхности органических

Слайд 21Дрожжи
Сборная группа, не имеющих типичного мицелия и
существующих в виде отдельных почкующихся

или делящихся клеток и их колоний. Известно около 500 видов. Клетки дрожжей разнообразной формы, размеры то1,5-2.0 до 10-12 мкм, удлинённых до 20 мкм. Дрожжи содержат витамин В.

Некоторые дрожжи патогенны, вызывают болезни растений, животных и человека, вызывают криптококкоз, кандидозы.
Дрожжи широко используются в науке как модели эукариотических клеток (работы по биоэнергетике, радиобиологии, генетике), а также в пищевой промышленности (пивоварение, виноделие, спиртовая промышленность, хлебопечение) и микробиологической промышленности (дрожжи-основные продуценты кормового белка, белково-витаминных концентратов, ферментов и др.).
Они же придают особый вкус деликатесным сортам сыра (рокфор и ламбер).



Дрожжи.



ДрожжиСборная группа, не имеющих типичного мицелия исуществующих в виде отдельных почкующихся или делящихся клеток и их колоний.

Слайд 22Строчок обыкновенный (Gyromitra esculenta)
Строчок – гриб преимущественно сосновых лесов, может быть найден

на вырубках.
Строчок обыкновенный – условно съедобный гриб.
Известны смертельные случаи отравления при поедании строчков.
Строчки содержат токсин гиромитрин (родовое название строчков – Gyromitra.
Токсин не разрушается даже при длительном кипячении.
По воздействию на организм гиромитрин схож с токсином бледной поганки.




Строчок обыкновенный  (Gyromitra esculenta) Строчок – гриб преимущественно сосновых лесов, может быть найден на вырубках.Строчок обыкновенный – условно

Слайд 23Грибы и болезни
1
Всё о грибах
3
Грибы и растения
6
Виды грибов
2
Чем грибы
питаются
4
Плесневые грибы
7

Съедобные

грибы и
поганки
8

Совместная жизнь
5

Грибы без ножек
10

Ядовитые грибы
9




Всё о грибах из детской энциклопедии:


Грибы и болезни1Всё о грибах3Грибы и растения6Виды грибов2Чем грибы питаются4Плесневые грибы7Съедобные грибы ипоганки8Совместная жизнь5Грибы без ножек10Ядовитые грибы9Всё

Слайд 34

Закрепление изученного материала..

Тест №1.

Тест №2.

Закрепление изученного материала.. Тест №1.Тест №2.

Слайд 35Заполните таблицу в тетради: «Сходство и отличие различных грибов»



Заполните таблицу в тетради: «Сходство и отличие различных грибов»

Слайд 36 Ответьте письменно на вопросы:
Как размножаются шляпочные

грибы?
Как размножаются дрожжи?



Задания для I группы учащихся:


Ответьте письменно на вопросы: Как размножаются шляпочные грибы? Как размножаются дрожжи? Задания для

Слайд 37Кроссворд (I группа)

Если по горизонтали вы правильно впишете названия съедобных грибов,

то по вертикали в выделенной графе получите название гриба, изображенного на рисунке.




Кроссворд (I группа)Если по горизонтали вы правильно впишете названия съедобных грибов, то по вертикали в выделенной графе

Слайд 38 Ответьте письменно на вопросы:
При помощи чего

происходит размножение мукора?
Могут ли гифы грибницы распадаться на части для размножения?



Задания для II группы учащихся


Ответьте письменно на вопросы: При помощи чего происходит размножение мукора? Могут ли гифы

Слайд 39Кроссворд (II группа)
Вопросы:

1. Грибы, у которых плодовое тело состоит из шляпки

и пенька.
2. Грибы, у которых нижний слой плодовых тел состоит из пластинок.
3. Ядовитый гриб.
4. Грибы, у которых нижний слой плодовых тел состоит из трубочек.
5. Наука о грибах.
6. Съедобный гриб.




Кроссворд (II группа)Вопросы:1. Грибы, у которых плодовое тело состоит из шляпки и пенька.2. Грибы, у которых нижний

Слайд 40Кроссворд «Особенности строения и условия жизни грибов»



Кроссворд  «Особенности строения и условия жизни грибов»

Слайд 41

Тест №1.
1. Как размножаются грибы?
а) семенами;
б)

почкованием;
в) спорами;
г) простым делением
2. К пластинчатым грибам относится:
а) подосиновик;
б) масленок;
в) рыжик;
г) подберезовик.
3. Из каких грибов люди получили первое лекарство-антибиотик?
а) мукор;
б) подберезовик;
в) пеницилл;
г) мухомор
4. Какие грибы используют для питания готовые органические вещества?
а) плесневые грибы;
б) все грибы;
в) шляпочные грибы;
г) дрожжевые грибы


Тест №1. 1. Как размножаются грибы?  а) семенами;  б) почкованием;   в) спорами;

Слайд 425. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу?
а)

плодовое тело;
б) мицелий
6. Пеницилл относится к:
а) плесеням;
б) дрожжевым грибам;
в) ржавчинным грибам.
7. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве?
а) пенек;
б) корни;
в) мицелий;
8. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?
а) из волокон;
б) из гиф;
в) из ситовидных труб;
г) из сосудов
9. Грибница мукора – это:
а) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и одним ядром;
б) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и множеством ядер;
в) ветвящиеся нити, образованные клетками, каждая из которых имеет цитоплазму и ядро.





5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу?  а) плодовое тело;  б) мицелий6. Пеницилл

Слайд 43Неправильно! Попробуй ещё раз!








Неправильно! Попробуй ещё раз!

Слайд 44Правильно! Молодец!!!






Правильно! Молодец!!!

Слайд 45Вопросы для обобщения урока:

1.Что такое грибы? 2. Чем они отличаются от растений

и животных? 3. С представителями, каких групп вы сегодня познакомились? 4. Где нашли применение грибы? 5. Какова роль грибов в природе?
6.  Назовите у грибов признаки растений.
7.  Назовите у грибов признаки животных.
8.  Необходим ли грибам солнечный свет? Почему?
9. Содержат ли грибные нити, гифы, хлорофилловые зерна?
10. Почему плодовые тела грибов находятся над поверхностью почвы?
11. Почему к старости шляпки грибов распрямляются и края приподнимаются вверх?
12. Почему при кулинарной обработке объем грибов резко уменьшается?
13. Как делятся грибы по способу питания?
14. Как размножаются грибы?
15. Император Клавдий, французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена?






Вопросы для обобщения урока:1.Что такое грибы? 2. Чем они отличаются от растений и животных? 3. С представителями,

Слайд 46



На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо.

До свидания.


На этом наш урок закончен.  Всем большое спасибо.  До свидания.

Слайд 47Проверочные задания:
Грибные прибаутки:
Дополнительный материал к урокам:


Вопросы:

Проверочные задания:Грибные прибаутки:Дополнительный материал к урокам:Вопросы:

Слайд 48Использованная литература:

1. Биология в школе, №3, 2000 год.

2. Биология в школе,

№3, 2005 год.

3. А.Е.Богоявленская «Активные формы и методы обучения биологии», Москва, Просвещение, 1996 год

4. Учебно-методическое пособие по биологии, Москва, «Московский лицей»,1997 год

5. Большая детская энциклопедия (Электронное учебное пособие)



Использованная литература:1. Биология в школе, №3, 2000 год.2. Биология в школе, №3, 2005 год.3. А.Е.Богоявленская «Активные формы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть