Слайд 1Современный урок биологии
Бакланова Галина Федоровна
Учитель биологии МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная
школа»
Курского района Курской области
Слайд 2Урок по ФГОС должен быть:
- изменения в требованиях к результатам
освоения обучающимися основной образовательной программы, результаты делятся на: личностные, метапредметные и предметные.
планируемых результатов можно достигнуть через формирование универсальных учебных действий.
структура урока должна быть представлена в виде модулей взаимодействий учителя и ученика.
Слайд 3Системно-деятельностный подход
Исследования отечественных
психологов
Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна
и учёных-методистов
Т.П.
Герасимовой, А.В. Даринского,
М.К. Ковалевской, В.А. Щенева
Слайд 4Системно-деятельностный подход
Психика человека
Деятельность
человека
Слайд 5Системно-деятельностный подход
С точки зрения дидактики учебная деятельность состоит из следующих взаимосвязанных
элементов
Потребность
– мотив
- цель
– учебно-познавательная задача
– учебные действия
– контроль и самоконтроль
- рефлексия
Слайд 6Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Наличие познавательного мотива и конкретной
учебной цели.
Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Системно-деятельностный подход требует соблюдения определенных условий:
Слайд 7основной критерий
оценивания
успешности
проведённого урока
качество
организации
учебной деятельности
на
уроках биологии
Слайд 8Системно-деятельностный
подход —
это метод обучения,
при котором учащийся не получает
знания
в готовом виде, а добывает их сам
в процессе собственной
учебно-познавательной деятельности.
Слайд 9Структура урока при системно-деятельностном подходе
Слайд 12Соотнесение типа урока и главной дидактической цели
1.Вводный урок
2.Урок изучения новых знаний
3.Урок
закрепления новых знаний
4.Урок применения знаний
5.Урок обобщения и систематизации
6. Урок проверки, оценки и коррекции достигаемых планируемых результатов
1.Дать общее представление о…
2.Изучить…
3.Закрепить….знания, сформировать … умения, …навыки
4.Выработать умения применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно
5.Обобщить единичные знания, привести их в систему.
6. Определить уровень усвоения планируемых результатов и их комплексного применения
Слайд 13Разработчики концепции развития УУД
Концепция развития
универсальных учебных
действий разработана
на основе
системно-
деятельностного подхода
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
группой авторов:
А.Г. Асмоловым,
Г.В. Бурменской,
И.А. Володарской,
О.А. Карабановой,
Н.Г. Салминой и
С.В. Молчановым
под руководством А.Г. Асмолова
Слайд 14Универсальные учебные действия
Близкие понятия:
общеучебные умения,
общепознавательные действия,
общие способы деятельности,
ключевые компетенции,
надпредметные действия.
Слайд 15 Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных
действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Слайд 16Группы универсальных учебных действий:
1) регулятивные, включая саморегуляцию;
2) познавательные, включая
логические, познавательные и знаково-символические;
3) коммуникативные действия.
Слайд 17Целеполагание должно приобрести новую форму:
Предметно-дидактическая цель урока
Предметные результаты
урока
деятельностная цель урока
Метапредметные
и
личностные результаты урока
Слайд 18УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ
Формирование умений
Владение умениями
Условия для формирования умений
Слайд 19 ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
Слайд 20 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
2 цель
деятельностная
Научиться анализировать строение природных объектов
Предметно-дидактическая (знаниевая)
Изучить строение семян двудольных
растений
Проанализировать строение семян двудольных растений
1 цель
Слайд 21ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Ставит вопросы. 1) Какое оборудование у
вас находится на столах? 2)Что является объектом исследования? 3)Как вы думаете, что мы можем узнать, используя данное оборудование?
2. Сообщает деятельностную цель: сегодня мы будем учиться анализировать строение природных объектов.
3.Сообщает структуру умения анализировать: рассмотри объект; перечисли его части в определенной последовательности.
4.Дает задание: давайте посмотрим, соответствует ли система заданий лабораторной работы последовательности действий, которые мы должны выполнить при анализе строения семян.
5.Дает задание: 1)совместите знаниевую и деятельностную цели и сформулируйте единую цель;
6. Дает задание к выполнению работы по инструктивным карточкам.
7. Предлагает сделать вывод: 1) какие действия вы выполнили при анализе строения природного объекта – семян? 2)Какие результаты вы получили?
Деятельность учителя
1.Знакомятся с оборудованием: набухшие семена фасоли, препаровальный нож, пинцет, лупа.
2.Называют объект исследования : семена фасоли.
3.Формулируют цель вместе с учителем: изучение строение семян двудольных растений.
4.Знакомятся с техникой безопасности и с системой заданий.
3.Совмещают структуру умения анализировать и систему заданий для достижения цели.
Первое задание в инструктивной карточке соответствует первому действию умения анализировать, а последующие задания (2-4)- второму действию. При их выполнении объект расчленяется на части в определенной последовательности.
4.Формулируют единую цель: проанализировать строение семян двудольных растений.
5.Выполняют лабораторную работу.
6Составляют схему строения семени фасоли.
7. Делают выводы в соответствии с поставленной единой целью: 1) о выполненных действиях: в ходе анализа строения семени фасоли мы рассмотрели его внешнее и внутреннее строение, для этого мы перечислили признаки внешнего строения, расчленили на части и узнали, из каких частей оно состоит; 2) о полученных результатах: в ходе анализа строения семени фасоли мы установили, что оно состоит из кожуры, двух семядолей, зародышевого корешка, стебелька и почечки.
Деятельность ученика
Слайд 22АНАЛИЗ СТРОЕНИЯ ПРИРОДНОГО ОБЪЕКТА
Зародышевый корешок
кожура
семя
зародыш
Зародышевый стебелёк
Зародышевая почечка
Семядольные листья
Запас питательных веществ
Слайд 23СТРУКТУРА УМЕНИЙ
(СОСТАВ ДЕЙСТВИЙ)
умение
Структура умения
Сравнение.
Классификация (распознавание).
Составление описания конкретного объекта.
Наблюдение.
1) выделение свойств
(признаков ) объектов сравнения;
2) установление существенных и несущественных признаков, выбор основания для сравнения;
3) установление по данному основанию сходства и различия.
1) осознать цель деятельности;
2) рассмотреть данные объекты;
3) сравнить наблюдаемые объекты по одинаковым параметрам (выделить признаки сходства и различия);
4) обосновать принадлежность объекта к определенному понятию (категории).
1)осознать цель наблюдения;
2) провести наблюдение признаков объекта или явления;
3)выделить основные части объекта;
4)установить взаимосвязи частей;
5)указать основные признаки;
6) составить рассказ (письменный или устный).
1) осознать цель наблюдения (по заданию);
2) рассмотреть наблюдаемый объект или явление;
3) выбрать признаки объекта в соответствии с целью задания;
4) рассмотреть признаки объекта визуально или с помощью увеличительных приборов;
5) проверить соответствие результата работы поставленной цели (заданию);
6) сделать вывод о сущности наблюдаемого явления.
Слайд 24Метапредметные результаты формируются через группу УУД
познавательные
коммуникативные
регулятивные
Действия знаково-символические;
Действия логические;
Действия постановки и решения
проблем;
Исследовательские действия
Действия по осуществлению межличностного общения;
Действия по осуществлению взаимодействия;
Действия монологической речи;
Действия диалогической речи;
Действия целеполагания;
Действия планирования;
Прогнозирвоание;
Контроль;
Коррекция;
Оценка;
Действия волевой саморегуляции
Слайд 25Характеристика регулятивных действий
Слайд 26Целеполагание должно приобрести новую форму:
Предметные задачи урока
Регулятивные УУДы:
ставить учебную задачу
под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
научиться основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Метапредметные и личностные
Слайд 27Состав познавательных учебных действий
Слайд 28Целеполагание должно приобрести новую форму:
Предметные задачи урока
познавательные УУДы:
проводить наблюдение и
эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
выявлять причинно-следственные связи;
Метапредметные и личностные
Слайд 29Целеполагание должно приобрести новую форму:
Предметные задачи урока
коммуникативные УУДы:
выслушивать и объективно
оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Деятельностная группа целей
Слайд 30Отражение формирования УУД
в целеполагании учебного процесса
Слайд 31Целеполагание учащихся
Обучая учащихся целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию
для определения учащимися границ знания – незнания. Это позволит подвести школьников к самостоятельному формулированию темы и цели урока.
Слайд 32Определите цели
предложенного урока
Предметно-
дидактическая
цель
Деятельностная
цель
Слайд 33Примерные действия учителя и обучающихся
Слайд 34Структура применяемых в практике работы школы уроков
1) организация работы класса (1-3
мин);
2) основная, главная часть (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д., 35-40 мин);
3) подведение итогов работы и домашнее задание (2-3 мин).
Слайд 36Структура формирования системы оценки образовательных результатов обучающихся
Слайд 37Итоговая оценка на ступени основного общего образования
Формируется на основе:
результатов внутришкольного мониторинга
образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию
Слайд 38Типы задач
Коммуникативные
универсальные
учебные действия:
— на учёт позиции
партнёра;
— на организацию и
осуществление
сотрудничества;
— на передачу информации
и отображению
предметного
содержания;
— тренинги
коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
Познавательные
универсальные
учебные действия:
— задачи и проекты на
выстраивание
стратегии поиска
решения задач;
— задачи и проекты на
сравнение,
оценивание;
— задачи и проекты на
проведение эмпирического
исследования;
— задачи и проекты на
проведение
теоретического
исследования;
— задачи на смысловое
чтение.
Регулятивные
универсальные
учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку
в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие
решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
Слайд 39Школьный урок биологии сегодня- это
Урок,который построен на единстве двух образовательных целей
– деятельностной
и предметно –дидактической;
деятельностная цель связана с формированием универсальных учебных действий, а предметно-дидактическая- с усвоением основ науки «Биология»
Слайд 40Школьный урок биологии сегодня- это
Урок, ориентированный на достижение личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.
Урок, на котором запланированные образовательные результаты сформулированы четко и диагностично.
Слайд 41Школьный урок биологии сегодня- это
Проблемный урок, обеспечивающий вовлечение школьников в проблемно-поисковую
деятельность как средство достижения запланированных образовательных результатов
Урок, на котором совместная деятельность учителя и ученика направлена на решение системы учебно-познавательных задач, обеспечивающих движение к запланированным образовательным результатам
Слайд 42Школьный урок биологии сегодня- это
Урок, на котором ученик работает в той
или иной степени самостоятельно, сотрудничая с учителем и одноклассниками
Урок, на котором наряду с внешним оцениванием образовательных достижений учащихся реализуется и их внутреннее оценивание.
Слайд 43Какими правилами должен руководствоваться учитель, создающий урок в контексте ФГОС
1.Цели урока
принимаются и формулируются учащимися
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.д.
3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5.Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)
Слайд 44Какими правилами должен руководствоваться учитель, создающий урок в контексте ФГОС
7.Учитель добивается
осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8.Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10.Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию (иное мнение); обучает корректным формам выражения своей точки зрения.
11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Слайд 45Пример
Тема урока : Химический состав клеток живых организмов
Цели урока:
Деятельностная цель:
Предметно-дидактическая цель:
Слайд 46Пример
Тема урока : Химический состав клеток живых организмов
Цели урока:
Деятельностная цель: формировать познавательные универсальные действия при изучении химического состава клеток
Предметно-дидактическая цель: познакомить учащихся с химическим составом клеток
Слайд 47Планируемые результаты обучения:
Метапредметные – уметь работать с текстом, иллюстрациями и материалами
ЦОР, анализировать информацию, проводить сравнительный анализ объектов.
Предметные – характеризовать состав химических элементов живой и неживой природы.
Слайд 48Тип урока: комбинированный
Методы обучения: проблемно-диалоговые
Средства обучения: учебник, тестовые задания, компьютер(ы), набор
ЦОР, наглядное пособие «Химический состав клеток».
Слайд 51Для проверки репродуктивного уровня знаний используются задания типа:
Решите
Прочитайте
Назовите
Перескажите
Объясните принцип действия
Слайд 52Для проверки продуктивного уровня знаний используются задания:
Применение: использование понятий в новых
ситуациях, применение законов, процедур;
Анализ: выделение скрытых предположений, выделение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями, оценить значимость данных;
Синтез: написание творческих работ, составление плана исследования , план решения той или иной проблемы;
Оценка: оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности
Слайд 53Справка
Конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина
Слайд 54Печень действий учителя по формированию регулятивных УУД
учу определять цель урока
Учу определять
план действий
Учу формулировать алгоритм выполнения задания
Учу действовать по выбранному плану
Учу находить рациональные способы работы
Учу описывать желаемый результат
Учу способам самопроверки
Учу способам взаимопроверки
Слайд 55Перечень действий учителя по формированию познавательных УУД
Учу осмысливать какая информация нужна
для решения задачи
Учу искать информацию в разных источниках
Учу читать и составлять графики, схемы, таблицы
Учу создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме
Учу решать задачу (проблему ) разными способами и выделять наиболее оптимальный
Учу называть существенные признаки объектов
Слайд 56Перечень действий учителя по формированию познавательных УУД
Учу находить в действиях причину
(из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого)
Учу анализировать
Учу выделять главную мысль
Учу обобщать
Учу выделять и формулировать проблему
Учу делать выводы
Слайд 57Перечень действий учителя по формированию коммуникативных УУД
Учу задавать вопросы(отвечать) на вопросы
Учу
убеждать другого человека
Создаю ситуацию для обсуждения
Учу передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде
Учу критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту
Учу строить монологическое высказывание
Учу работать в группе
Учу вносить вклад в современные действия
Слайд 59Рефлексивные вопросы
Вариант 1
1.За что я могу себя похвалить?
2. Что я приобрел
после этого урока?
3.Что меня удивило?
4.Что мне не удалось? Почему?
Вариант 2
1.Что на уроке было главным ?
2.Что было интересным?
3.Что нового сегодня узнали?
4. Чему научились?
Слайд 60Лист взаимооценки
I часть (заполняет проверяющий)
При проверке творческой работы (исследовательской работы,
портфолио….) мне наиболее интересными показались рубрики (разделы, идеи…)
Следует отметить следующие моменты …..
Требуют дополнения следующие разделы (главы) ….
Работа заслуживает ….. отметки
Работу проверял ……
II часть (заполняет автор)
Я согласен (не согласен) с замечаниями….
Я готов дополнить работу следующими материалами….
Я согласен (не согласен) оценкой моей работы
Слайд 61Способы и формы учета достижений в урочной деятельности
Текущая аттестация
Задачи творческого и
поискового характера
Ситуационные и учебно-исследовательские задачи
Учебные проекты и проектные задания, кейсы
Портфолио
Входные диагностические работы
Диагностические контрольные работы предметного и метапредметного характера по всем всем предметам учебного плана (т.ч. по биологии) не реже 2 раз в течении года
Итоговая аттестация
Защита проектно-исследовательской работы
Слайд 62Способы и формы учета достижений во внеурочной деятельности
Создание портфолио класса
Заполнение страниц
«Дневник исследователя »
Заполнение страниц «Образовательное резюме»