Презентация, доклад на тему Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с использованием ИКТ в контексте требований ФГОС

Содержание

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд».  В русском языке слово проект означает  совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел

Слайд 1Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с использованием ИКТ в контексте

требований ФГОС

Выполнила зам.директора по УВР
МБОУ «СОШ № 78»
Приволжского района города Казани
Котова Ирина Валерьевна

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с использованием ИКТ в контексте требований ФГОС  Выполнила зам.директора по

Слайд 2Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд».  В

русском языке слово проект означает  совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»

Понятийный аппарат

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд».  В русском языке слово проект означает  совокупность

Слайд 3Принцип самодеятельности.
Принцип доступности исследования
Принцип естественности.
Принцип наглядности или экспериментальности
Принцип осмысленности
Принцип

культуросообразности

Принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

Принцип самодеятельности. Принцип доступности исследованияПринцип естественности. Принцип наглядности или экспериментальностиПринцип осмысленностиПринцип культуросообразностиПринципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

Слайд 4Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности определяются как личностными, так и социальными

мотивами обучающихся. Такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
Учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
Организация учебно-исследовательских проектов школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Основы учебно-исследовательской деятельности

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности определяются как личностными, так и социальными мотивами обучающихся. Такая деятельность должна быть

Слайд 5Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы

и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности

Выпускник научится:• планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;• выбирать

Слайд 6использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение

«хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности

использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических

Слайд 7Специфические черты (отличия) учебно-исследовательской и проектной деятельности

Специфические черты (отличия) учебно-исследовательской и проектной деятельности

Слайд 8Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной

деятельности – реализация проектного замысла, а
целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Отличие проектной и исследовательской деятельности

Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, ацелью

Слайд 9 тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика

и совпадать с кругом интереса учителя;
необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;необходимо,

Слайд 10практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской деятельности;
структура учебно-исследовательской деятельности, которая включает

общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской деятельности;структура учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования;

Слайд 11• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему;

обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.


Технологии учебно - исследовательской деятельности

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность

Слайд 12• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему;

обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.


Формы организации учебно-исследовательской деятельности

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность

Слайд 13на внеурочных занятиях:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции — походы,

поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности

на внеурочных  занятиях:• исследовательская практика обучающихся;• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными

Слайд 14• учебные исследования должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и

возможностям обучающегося;
• для выполнения должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации;
• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
• необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями;
• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
• результаты и продукты исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

Условия учебно-исследовательской деятельности

• учебные исследования должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;• для выполнения должны быть

Слайд 15Это не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие

школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской деятельности, которая рассматривается как показатель успешности или неуспешности.


Итоги учебно-исследовательской деятельности

Это  не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть